Главная » Статьи » Мои статьи

Скоро в школу.
Пройдет совсем немного времени, и ваших малышей назовут первоклассниками, а вас, взрослые, - родителями школьников. И у каждого появится своя сложная, но важная роль в школьном процессе. Поступление ребенка в 1-ый класс, естественно, отражается на всех членах семьи (что может и не осознаваться).
 Чтобы семья адаптировалась к новым условиям, и ее ритм вошел в норму, требуется время. Жизнь семьи стабилизируется, когда ребенок окончательно примет на себя роль школьника, а родители почувствуют себя родителями школьника. Чтобы кризисный период не был столь болезненным для семейных отношений, необходимо заранее готовиться к предстоящим волнующим событиям.
 И не только готовить ребенка к школе, но и готовиться самим. Для начала выработайте и у ребенка, и у себя позитивное отношение к школе. Можно вспомнить тот период в своей жизни, когда вы приступали к учебе в школе. Вспомните все свои чувства, переживания и тревоги, как позитивные, так и негативные. Может быть, у кого-то из вас негативного получится больше, чем позитивного. Но вы это делаете не только ради ребенка, но и ради себя – ведь именно вам участвовать в школьной жизни вашего ребенка целых десять лет. Расскажите ему о том, как вы пошли в первый класс, какие ожидания были у вас, опишите, если помните, свою первую учительницу, своего одноклассника, с которым вы сели первый раз за парту.
Конечно, каждая семья переживает по-своему данную ситуацию. Но важно помнить, что это событие является позитивным и требует от вас мобилизации сил и любви к собственному ребенку.
 Хорошо подготовить ребенка к школе – задача непростая. Решая эту задачу, надо учитывать физические, физиологические, психологические особенности самого ребенка. Учитывать и то учебное заведение, в котором будет предположительно обучаться ребенок, его программные требования.
 Современный ребенок уже не тот, который был несколько лет назад, и школа не та, она перестраивается, совершенствуется. Нынешний первоклассник имеет следующие особенности: различный уровень развития, степень эмоциональной и психической готовности к началу учебы.
 У детей обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам. Часто их информированность носит противоречивый характер. Возникает тревожность и неуверенность.
У современных детей сильное ощущение своего «Я» и более свободное и независимое поведение, чем у детей прошлых лет.
 Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Не все сказанное взрослыми они принимают на веру.
 Почему же так важно определять готовность ребенка к школе? Потому что:
 - у не готовых к школе детей труднее и длительнее проходит процесс адаптации;
- они менее работоспособны;
- быстрее утомляются;
 - имеют более длительный период формирования навыков письма и чтения, трудности в этом процессе;
- у них гораздо чаще (как правило) проявляется комплекс трудностей в обучении, который не ликвидируется в начальной школе;
 - большая часть этих детей не справляются с учебными нагрузками не только в первом классе, но и на протяжении всех лет обучения в начальной школе;
 - именно у них значительно чаще отмечаются отклонения в состоянии здоровья и ухудшении здоровья в процессе обучения.
На чем основываются родители, когда решают, что их ребенок готов к школе? Почти всегда на умении малыша читать и считать. Но эти умения вовсе не означают, что ребенок готов к СИСТЕМАТИЧЕСКОМУ ОРГАНИЗОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ. Чтение, письмо и счет являются лишь признаками умственного развития, но не являются критериями психофизической готовности к посещению школы.
Психологическая готовность к школе — сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности — личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.
 Не только педагогам известно, как трудно научить чему-то ребенка, если он сам этого не хочет. Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольников. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. В результате у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Л.И. Божович, изучавшая психологическую готовность детей к школе, отмечала, что новая позиция ребенка изменяется, становится со временем содержательнее. Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни — разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и т.п. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою «работу» отметки (разумеется, самые лучшие) и просто похвалу от всех окружающих. Стремление ребенка к новому социальному положению — это предпосылка и основа становления многих психологических особенностей в младшем школьном возрасте. В частности, из него вырастет ответственное отношение к школьным обязанностям: ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу, которую он должен выполнить.
 Кроме отношения к учению в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. В конце дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, при которой взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив, стараются исправить ошибки, переделать неверно выполненную работу. При таком умении отнестись ко взрослому и его действиям как к эталону дети адекватно воспринимают позицию учителя, его профессиональную роль. При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности.
Многие педагоги склонны считать, что в процессе обучения легче развить интеллектуальные механизмы, чем личностные. Видимо, это так. Во всяком случае, при личностной неготовности детей к школе у учителя возникает крайне сложный комплекс проблем. Ученики с личностной неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руку и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Кроме того, они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следя за происходящим в классе, нарушают дисциплину, что разрушает их собственную учебную работу и мешает остальным ученикам.
Любой учитель знает детей, не чувствующих дистанции, долгое время не осознающих своего нового статуса – ученика. Такой ребенок может встать в середине урока и, собирая портфель, сказать: «Все, надоело, сегодня больше учиться не хочу». Он, ничуть не смущаясь, может вогнать учителя в краску репликой: «Ты злая, я не хочу учиться». Это не непосредственность, не раскованность (так склонны оправдывать ребенка родители), а недостаточное развитие произвольности – способности понять и принять определенную цель и действовать в соответствии с этой целью; в данном примере понять и принять условные правила поведения, взаимодействия ученика и учителя.
Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания. Когда учитель и родители выражают недовольство их поведением и учебными неудачами, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или учительница злая. Мотивационная незрелость, присущая этим детям, часто влечет за собой пробелы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности. По подсчетам нынешнего соцопроса всего лишь 28% дошкольников знают, зачем идти в школу, а 72% отвечают: «Время пришло», «В садике больше нельзя» и другие. Но что хуже всего, эти дети повторяют слова родителей.
В последнее время в связи с общей раскованностью отношений, меняется стиль общения учителя и ученика, приобретает большую теплоту, открытость. Учитель старается учесть индивидуальные особенности личностного развития ребенка, мягко, тактично объяснить ему правила поведения в новой для него ситуации, и тогда недостатки ученика теряют свою остроту, хотя и создают немало сложностей для учителя.
 Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания.
Самооценка школьника не должна быть завышенной и недифференцированной. Если ребенок заявляет, что он «хороший», его рисунок «самый хороший» и поделка «лучше всех» (что типично для дошкольника), нельзя говорить о личностной готовности к обучению.
 Определяя личностную готовность ребенка к школе, помимо особенностей развития мотивационной сферы необходимо отметить и специфику развития сферы произвольности. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу.
 Итак, из всего ранее сказанного следует, что готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. Успехи ребенка во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, готовности психических процессов и готовности личности.
 Ведь что такое школа в первую очередь? Не только развивающая среда, а система социализации, дисциплинирующая система. Урок - это форма принуждения. В самой благополучной и доброжелательной обучающей среде ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово "нельзя". Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать сам себя. Было бы хорошо, если бы требования, предъявляемые в школе, совпадали с теми, которые установлены у вас дома, или не очень сильно отличались. Если учитель говорит, что улицу переходят только на зеленый свет, то для него это закон. Но мама почему-то переходит улицу, где придется и на красный свет, мол, машины далеко. Ребенок растерян, кому верить: учителю или маме?
 Во-первых, мама сознательно или бессознательно подрывает авторитет учителя.
 Во-вторых, мама вносит сомнения и неуверенность в слабую психику ребенка.
 В-третьих, жизнь ребенка подвергается реальной опасности.
 Кроме того, к моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей. Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению непосредственно приводит к неуспешности учебных действий, невозможности понять и выполнить все требования учителя и, следовательно, к низким оценкам.
Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Сюда же входят интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий, развитие мелкой моторики руки, зрительно-двигательной и пространственной координации.
На сегодняшний день определить уровень психологической готовности к школьному обучению можно практически во всех школах. Специалист не только определит готовность вашего малыша к школьному обучению, но и даст рекомендации для успешной подготовки ребенка к школе.
 Первое сентября – день радостный и волнительный для всех. Сделайте его праздничным. Ведь это определенный итог вашей жизни. Изменился статус семьи. Теперь вы с гордостью говорите, что ваш ребенок – первоклассник.
Ваша искренняя заинтересованность в делах и заботах ребёнка, серьёзное отношение к его достижениям и возможным трудностям, помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения.
Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
 Не ругайте его. Когда человек учится, у него может не всё сразу получаться, это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.
Никогда не говорите ребенку, что он плохой, потому что приносит домой плохие отметки. Отношение к отметкам должно быть рабочим. Да, они являются сигналом о состоянии учебы, но не приговором в дальнейшей жизни. Иногда для сохранения хороших отношений в семье не устраивающую вас оценку лучше проигнорировать, иногда она должна вызвать сочувствие, а иногда ей даже можно обрадоваться.
 Хвалите его обязательно. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
 Ваш дом должен быть безопасным островом в буре бесчисленных событий, где ребенку доверяют и, самое главное, где его любят.
 Любите своего ребёнка! Любите любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребёнок - это праздник, который пока с вами!
Категория: Мои статьи | Добавил: Olga (17.03.2013)
Просмотров: 768 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]