Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса

по теме «Слова, противоположные по значению (антонимы).

Программа «Перспектива», авторы учебника Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

Учитель начальных классов Гурганова Ольга Николаевна

12 февраля 2013 год

 

Целевые установки урока.

Предметные:
 - расширить знания об антонимах;
- подбирать антонимы к словам разных частей речи;
- находить антонимы в тексте;
- объяснить роль антонимов в речи;
- систематизировать представления о синонимах, антонимах и омонимах.
Метапредметные:
- сравнивать слова по значению и звучанию;
- понимать принципы классификации слов (на снове сравнения звучания и значения);
- обогощать речь антонимами разных частей речи.
Личностные:
 - понимать роль антонимов в создании выразительности речи и стремиться использовать их в своих высказываниях.

 

Ход урока:

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Приветствие (слайд 1)

Приветствие

II. Мотивация учебной деятельности

- Знания, как лучи солнца, помогают найти каждому свою жизненную дорогу.

-Готовы постараться, чтобы наши лучики знаний были яркими и сильными?

 

На доске изображение солнца

III. Обобщение изученного

1. Чистописание (документ-камера)

2. Письмо с комментированием

Сегодня на улице сильный ветер со снегом.

- Как одним словом можно заменить «сильный ветер»?

- Как  мы называем такие слова?

- Что нам известно о синонимах?

- Для чего нам нужны синонимы?

 

- Какие слова есть в этом предложении?

Объяснение орфограмм.

 

 

 
 
 
Вьюга, буран, метель, пурга.

- Это синонимы.

Ответы детей.

 

- Делать речь более выразительной, красочной, избегать повторов, чтобы интересно было слушать.

 

- Словарные слова: сегодня, улица, ветер.

IV. Словарная работа

Упражнение с диска

 (использование ИКТ)

Ученики по одному печатают. Затем произносят слово хором и записывают в тетрадь.

V. Актуализация темы урока

1. Наблюдение над языковым материалом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Введение нового понятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Сегодня мы откроем для себя еще одно новое явление, которое служит для точности, красочности речи.

- Помогите мне рассказать сказку.

Жили-были два брата. Младший брат никогда не соглашался со старшим, всегда говорил все наоборот.

Скажет старший брат: «Тепло на улице!», а младший: «Холодно!»

Старший скажет: «Веселый мультфильм!», а младший…

Старший говорит: «Глубокая речка!», а младший…

Но однажды младший брат не захотел спорить со старшим, потому что старший сказал: «Умный у меня братец!»

- Что ответил младший брат?

- Что интересного происходит с точки зрения языкового явления в сказке?

(Проблемная ситуация)

 

 

 

- Правильно. Такие слова называются «антонимы». Слово «антоним» в русском языке обозначает «против». Запишите тему урока.

(слайд 2)

- Попробуйте сформулировать, какие слова мы называем «антонимами»?

 

- Давайте проверим, правильно ли вы сделали вывод.

 (Прослушивание сообщения профессора «Самоварова». Использование ИКТ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети заканчивают предложение.

 
 
Дети заканчивают предложение.

 

 

 

 Ответы учеников.

Здесь есть противопоставление.

Тепло-холодно

веселый-грустный
глубокая-мелкая

(использую документ-камеру)

 

 
 
 
 
Запись в тетради.

 

 

Слова, противоположные по своему значению, отвечающие на один и тот же вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

Физкультурная пауза

И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь:…
(Низко).
Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь:…
(Близко).
Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты:…
(Смельчак).
Теперь начало
Я скажу,
Ну, отвечай:…
(Конец)
 

 

VI. Основной этап урока.

Работа по учебнику.

 

Игра «Помоги паучку»

- Работа по учебнику. Упражнение 48 с.34.

Проверка.

 

Использование ИКТ

Читаем стихотворение. Далее дети записывают на доске антонимы парами с объяснением орфограмм.

Проверка.

VII.  Закрепление изученного       материала.

 

Выполняем упражнение с диска «Проверочная работа»

Использование ИКТ

 

IX. Рефлексия.

- С какими новыми словами мы сегодня познакомились?

- Для чего мы их изучали?

- Оцените свою работу на уроке, нарисуйте в тетрадях свое солнышко.

(слайд 3)

- Молодцы! Спасибо за работу!

 

- Познакомились со словами антонимами.

- Речь будет точной и красивой.

X. Домашнее задание.

Учебник с. 33 упр. 48

 

 
 
 
Конспект открытого урока по русскому языку
 для 2 класса по теме «Состав слова» (обобщение знаний).
 Программа «Перспектива», авторы учебника Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина
Учитель начальных классов Гурганова Ольга Николаевна
 День открытых дверей 16 марта 2013 год
 Цели: 1. Систематизировать и обобщить знания об основных частях слова.
 2. Закрепить знание основных правил правописания приставок и суффиксов.
 3. Способствовать развитию умений речевой деятельности.
 4. Обогащать словарный запас учащихся.
 5. Прививать интерес к родному языку. 
 6. Развивать творческие способности учащихся.
 Ход урока
 
 I. Организационный момент.
(Под песню В. Леонтьева выходят 2 ученика-скомороха.)
 
  Добрый день, гости званные, желанные!
  На ярмарку! На ярмарку!
  Спешите вы сюда!
  Эй, не стойте у дверей!
  Заходите к нам скорей! 
 
 Всем, кто приходит, всем, кто есть,
 Объявляем важную весть:
 Приехали к нам купцы заморские
 Из далекой сторонушки
 Части слова продавать!
 
 - Ребята, что такое ярмарка?
 (Ответы детей)
 - Узнаем толкование слова «ярмарка» в толковом словаре.
Ярмарка – регулярно, в одном месте и в определённое время устраиваемая массовая продажа товаров, часто с различными увеселениями. (Читаю текст)
- Наша ярмарка необычная. Это ярмарка частей слова. Какие части слова вы знаете? (Дети перечисляют).
- Давайте проверим, как вы умеете разбирать слова по составу. Поможем пчелке. (Упражнения с диска «Помоги пчелке»).
- Молодцы! Проводим мы «ярмарку» с вами накануне праздника. Отгадайте какого:
 Праздник этот знаем мы -
 Время проводов зимы.
 Люди в эти дни должны
 Веселиться, печь блины.
II. Чистописание
 1) - Отправляемся в лавку окончаний. Нас встречает купец.
И на род укажу,
И про время скажу,
И слова все свяжу, хоть и временно,
Ведь недаром всю жизнь
Беззаветно служу
Я родному морфемному племени!
 - Что называется окончанием?
- Для чего служит окончание?
Маслениц. провожаем, свет. солнц. ожидаем. (документ-камера)
- Перед вами пословица. Прочитайте ее. Что-то не понятно. Что нужно сделать, чтобы понять смысл?
 - Правильно, добавить окончания. Давайте попробуем еще раз.
 Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.
- Запишите пословицу в тетрадь. Выделите окончания.
 III. Основная часть урока.
 2)  Орфографическая минутка.
 - Отправляемся к следующей лавке – лавке корня.
 - Что называется корнем?
- Но в лавке корня произошла беда.
 Беда! Провалились в колодец слова!
 Их достать – нелегкое задание:
 Надо знать тех слов правописание!
На доске заранее записаны слова:
 Сн.жок
 х.лодный
 з.мовать
 дв.рей
 ск.рей
 бл.ны
- Какую же орфограмму нужно знать? Как проверить безударную гласную?
 Дети выходят к доске и пишут проверочные слова. Выделяют корни.
- А если в словах есть гласные, которые нельзя проверить, как быть? Как называются эти слова?
 Работа со словарем. (Использую компьютер и упражнение с диска «Впиши слова»).
 3) - Отправляемся в лавку приставок.
 Лавка Приставок встретить вас рада.
 Дамы Приставки здесь посмотри:
 Пишутся слитно с корнем они.
 
 В корне смысл, но не весь.
 Главный, но не полный.
 Потому приставка есть -
 Смысл она дополнит.
- Что такое приставка? Как пишутся приставки со словами?
 Игра «Приставка или нет».
- Обсудите в парах. Выпишите только те слова, в которых есть приставка.
 Списать, улететь, запеть, читать, написать, прочитать, лететь, петь. (Документ-камера)
 Проверка. (Дети, выполнившие задание, поднимают руки в замочке).
 4) Физическая пауза «Мишка»
 5) - Отправляемся к следующей лавке- лавке суффиксов. Нас здесь встречает купец.
 Рад и я вам помочь,
 После корня встать не прочь,
 Ну и что ж, что после корня,
 Всё равно я всех проворней!
 - Что называется суффиксом?
 - Отгадайте загадку:
 Упало солнышко в снега,
 Влилась молочная река,
 Плывет в горячую страну
 Там делать в дырочках луну.
                      (Блины)
- Образуйте родственные слова от слова блин, добавив суффиксы. Запишите и выделите суффиксы.
 (Записывают на доске и в тетрадях).
 Блинчик, блинок, блиночек, блинец, блинище.
 IV. - А сейчас «Проверочная работа». (ИКТ)
 V. Рефлексия урока
-Был ли интересен наш урок?
 - Что повторили?
 
  Вот и солнце закатилось,
  Наша ярмарка закрылась.
  Приходите снова к нам,
  Рады мы всегда гостям!