Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса
по теме «Слова, противоположные по значению (антонимы).
Программа «Перспектива», авторы учебника Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина
Учитель начальных классов Гурганова Ольга Николаевна
12 февраля 2013 год
Целевые установки урока.
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент |
Приветствие (слайд 1) |
Приветствие |
II. Мотивация учебной деятельности |
- Знания, как лучи солнца, помогают найти каждому свою жизненную дорогу. -Готовы постараться, чтобы наши лучики знаний были яркими и сильными?
|
На доске изображение солнца |
III. Обобщение изученного |
1. Чистописание (документ-камера) 2. Письмо с комментированием Сегодня на улице сильный ветер со снегом. - Как одним словом можно заменить «сильный ветер»? - Как мы называем такие слова? - Что нам известно о синонимах? - Для чего нам нужны синонимы?
- Какие слова есть в этом предложении? |
Объяснение орфограмм.
Вьюга, буран, метель, пурга.
- Это синонимы. Ответы детей.
- Делать речь более выразительной, красочной, избегать повторов, чтобы интересно было слушать.
- Словарные слова: сегодня, улица, ветер. |
IV. Словарная работа |
Упражнение с диска (использование ИКТ) |
Ученики по одному печатают. Затем произносят слово хором и записывают в тетрадь. |
V. Актуализация темы урока 1. Наблюдение над языковым материалом
2. Введение нового понятия.
|
- Сегодня мы откроем для себя еще одно новое явление, которое служит для точности, красочности речи. - Помогите мне рассказать сказку. Жили-были два брата. Младший брат никогда не соглашался со старшим, всегда говорил все наоборот. Скажет старший брат: «Тепло на улице!», а младший: «Холодно!» Старший скажет: «Веселый мультфильм!», а младший… Старший говорит: «Глубокая речка!», а младший… Но однажды младший брат не захотел спорить со старшим, потому что старший сказал: «Умный у меня братец!» - Что ответил младший брат? - Что интересного происходит с точки зрения языкового явления в сказке? (Проблемная ситуация)
- Правильно. Такие слова называются «антонимы». Слово «антоним» в русском языке обозначает «против». Запишите тему урока. (слайд 2) - Попробуйте сформулировать, какие слова мы называем «антонимами»?
- Давайте проверим, правильно ли вы сделали вывод. (Прослушивание сообщения профессора «Самоварова». Использование ИКТ).
|
Дети заканчивают предложение. Дети заканчивают предложение.
Ответы учеников. Здесь есть противопоставление. Тепло-холодно веселый-грустный
глубокая-мелкая
(использую документ-камеру)
Запись в тетради.
Слова, противоположные по своему значению, отвечающие на один и тот же вопрос.
|
Физкультурная пауза |
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь:…
(Низко).
Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь:…
(Близко).
Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты:…
(Смельчак).
Теперь начало
Я скажу,
Ну, отвечай:…
(Конец)
|
|
VI. Основной этап урока. Работа по учебнику.
|
- Работа по учебнику. Упражнение 48 с.34. Проверка.
Использование ИКТ |
Читаем стихотворение. Далее дети записывают на доске антонимы парами с объяснением орфограмм. Проверка. |
VII. Закрепление изученного материала.
|
Выполняем упражнение с диска «Проверочная работа» Использование ИКТ |
|
IX. Рефлексия. |
- С какими новыми словами мы сегодня познакомились? - Для чего мы их изучали? - Оцените свою работу на уроке, нарисуйте в тетрадях свое солнышко. (слайд 3) - Молодцы! Спасибо за работу!
|
- Познакомились со словами антонимами. - Речь будет точной и красивой. |
X. Домашнее задание. |
Учебник с. 33 упр. 48 |
|
Ярмарка – регулярно, в одном месте и в определённое время устраиваемая массовая продажа товаров, часто с различными увеселениями. (Читаю текст)
- Наша ярмарка необычная. Это ярмарка частей слова. Какие части слова вы знаете? (Дети перечисляют).
- Давайте проверим, как вы умеете разбирать слова по составу. Поможем пчелке. (Упражнения с диска «Помоги пчелке»).
- Молодцы! Проводим мы «ярмарку» с вами накануне праздника. Отгадайте какого:
И про время скажу,
И слова все свяжу, хоть и временно,
Ведь недаром всю жизнь
Беззаветно служу
Я родному морфемному племени!
Дамы Приставки здесь посмотри:
Пишутся слитно с корнем они.
Главный, но не полный.
Потому приставка есть -
Смысл она дополнит.
После корня встать не прочь,
Ну и что ж, что после корня,
Всё равно я всех проворней!
Там делать в дырочках луну.
Наша ярмарка закрылась.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!