"ФОРМУЛЫ САМОВНУШЕНИЯ" Предложите ребенку занять позу покоя и медленно, ровным голосом проговаривайте
вместе с ним формулы самовнушения. Ребенок может это делать вслух или «про
себя». Перед началом упражнения предложите ему вспомнить что-нибудь приятное,
радостное. Важно, чтобы малыш соотносил произносимые фразы со своим дыханием,
слова, которые произносятся на выдохе, дают больший расслабляющий эффект. Если
формула слишком длинная и ребенок не успевает «проговорить» в течение одного
выдоха, то можно растянуть ее на два, при этом важно, чтобы выдох был длинным и
спокойным. При выполнении этого упражнения ребенок должен находиться в прохладном проветренном помещении. Формулы самовнушения могут сопровождаться легкой, спокойной музыкой. Итак, займите вместе с ребенком
удобное положение и постарайтесь отрешиться от посторонних мыслей и
ощущений. * Я приготовился к
отдыху; * я успокаиваюсь; * я отвлекаюсь от всего;
* посторонние звуки не мешают мне; * уходят все заботы, волнения,
тревоги; * мысли текут медленно и
плавно; * я совершенно спокоен;
* руки тяжелеют; * покой дает отдых организму;
* мои ноги наливаются
тяжестью; * все мышцы расслаблены и
отдыхают; * все тело приятно
отяжелело; * мое тело приятно
расслаблено; * расслабились мышцы груди и
живота; * мое дыхание успокаивается;
* дышится все легче и
свободнее; *я чувствую себя
хорошо; *легкий ветерок освежает лицо;
*свежий воздух наполняет мою грудь;
*я наслаждаюсь легкостью
дыхания; *я могу дышать легко в любой
обстановке; *я совершенно спокоен (-на);
*я погружаюсь в глубокий
отдых. После окончания упражнения можно
использовать специальны приемы, способствующие выходу из состояния покоя и
расслабленности. Это особенно важно, если сразу после занятия ребенок переходит
к активной деятельности. Для выхода из упражнения используются отдельные
формулы: • мои руки легкие и энергичные;
• я чувствую приятное напряжение в
руках и ногах; • я дышу ровно и
ритмично; • я чувствую легкость, бодрость,
комфорт; • я готов к активной жизни;
• я ничего не боюсь; • я готов преодолеть все
возникающие в моей жизни трудности. При обучении самовнушению детей более младшего возраста (7—8 лет) целесообразно
использовать стихотворные формулы, которые, благодаря своей мягкости и
ритмичности, легче воспринимаются и усваиваются малышом. Для этого можно
использовать следующее упражнение: "ВОЛШЕБНЫЙ СОН" Это релаксационное упражнение помогает младшим школьникам успокоиться,
расслабиться, снять мышечное напряжение. Дети ложатся на пол, руки вдоль
тела, глаза закрыты. Взрослый дает следующую установку: «Начинается игра
«Волшебный сон». Bы не заснете по-настоящему, будете все слышать и чувствовать,
но не сможете двигаться и открывать глаза, пока не «проснетесь». Внимательно
слушайте и повторяйте про себя мои слова. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза.
Пусть каждому приснится хороший, добрый сон. Реснички опускаются... Глазки закрываются... Мы спокойно отдыхаем (2
раза}, Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно,
глубоко. Наши руки отдыхают... Ноги тоже отдыхают... Отдыхают, засыпают... (2 раза) Шея не напряжена, А
расслаблена... Губы чуть
приоткрываются, Все чудесно
расслабляется...(2 раза) Дышится легко... ровно...
глубоко Напряженье улетело... И расслаблено все тело (2 раза), Будто мы лежим на травке, На
зеленой, мягкой травке... Греет солнышко сейчас...
Ноги теплые у нас... Дышится легко... ровно...
глубоко! Губы теплые и вялые И нисколько не
усталые. Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем, Их повыше
поднимаем. Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и
встать!
|