Главная » Статьи » Психологическая помощь |
Оценка сформированности школьной мотивации
Оценка сформированности школьной мотивации
Определение доминирования познавательного или игрового мотивов
Цель: определение наличия сформированности познавательного мотива и способности ребенка произвольно регулировать свое поведение.
Инструкция. Я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь плюс на листе бумаги.
1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.
3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.
4. Мне бы хотелось, чтобы урок длился больше, чем перемена.
5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.
6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.
7. Самое лучшее в школьной жизни — это каникулы.
8. Мне кажется, что в школе намного интереснее, чем в детском саду.
9. Мне очень хочется в школу, потому что мои друзья тоже идут в школу.
10. Если бы было можно, я бы пошел в школу еще в прошлом году.
Оценка:
Высокий уровень - если ребенок поставил не менее 8 плюсов.
Средний уровень - от 4 до 7 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее количество плюсов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 — представление о школе сформировано, в целом отношение положительное.
Низкий уровень - ребенок представления об обучении в школе не имеет, не стремится к нему.
Дети со слабым познавательным интересом обычно предпочитают поиграть, но игра, как правило, носит манипулятивный характер. Мотивация не есть нечто постоянное, неизменное. Человек растет, развивается, и мотивы всех видов деятельности и поведения развиваются вместе с ним по двум направлениям:
1. Изменение содержания, появление новых мотивов (к биологическим мотивациям добавляются социальные — общения, познания, защитного поведения).
2. Формирование иерархии мотивов, осознанности и произвольности (смещение от ХОЧУ к НАДО).
Если ваш ребенок пока придерживается в основном принципа ХОЧУ, не стоит огорчаться. Просто вспомните о том, что вы тоже не сразу пришли к осознанию строгого четкого НАДО. Только постепенно, учитывая интересы и природные склонности ребенка, вы сможете сместить равновесие от игрового мотива в сторону познавательного, не отказываясь от игровых моментов в обучении. В случае невысокого уровня сформированности школьной мотивации можно порекомендовать и вам, родителям, и специалистам, работающим с детьми, чаще играть с детьми в школу, причем ребенок должен выступать как в роли учителя, так и ученика. Интересуйтесь, кем ему больше понравилось быть, почему. Беседуйте с ребенком о необходимости школьного обучения, рассказывайте интересные истории из своего школьного детства. Думаю, что вам есть что вспомнить!
| |
Просмотров: 1302 | |
Всего комментариев: 0 | |