Главная » Статьи » Мои статьи |
Проблемы, которые могут возникнуть у детей в период школьной жизни
Проблемы, которые могут возникнуть у детей в период школьной жизни. Кажется, еще совсем недавно ваш малыш делал свои первые шаги... И вот теперь ему предстоит сделать еще один, новый шаг в своей жизни, шаг к взрослению и самостоятельности. Ребенок поступает в школу... Вы уже приготовили белые бантики или красивую рубашку, купили ранец, книжки и тетрадки, и малыш с нетерпением ждет главного, одного из самых важных дней своей жизни — 1 сентября, дня поступления в школу. Но вот прошел месяц, другой, и вы вдруг стали замечать, что ваш малыш все менее охотно делает уроки, стремится найти малейший повод, чтобы пропустить занятия, отказывается играть и общаться с одноклассниками. А в один прекрасный день он может заявить вам, что вообще не хочет больше посещать школу и предпочитает вернуться в детский сад. Перечисленные признаки являются симптомами так называемой «школьной дезадаптации», явления, связанного с тем, что ребенок начинает испытывать трудности привыкания к новой для него среде. Это может быть потому, что для ребенка психологически тяжелым оказалось пребывание в новом для него коллективе, или он не смог занять в нем того места, которое хотел бы иметь (например, не смог стать лидером класса), не смог найти себе друзей. А может быть, ребенку тяжело привыкнуть к ситуации оценивания, которыми насквозь пронизана школьная жизнь, и он почувствовал себя неумелым, неспособным, не таким, как все остальные. Возможно, малышу не удалось найти контакт с учительницей, и он просто робеет и стесняется в ее присутствии. Причин школьной дезадаптации может быть достаточно много. В зависимости от того, какая область школьной жизни представляет для ребенка наибольшие трудности, определяется основное направление психологической поддержки. Если ребенок испытывает трудности в освоении программы, попытайтесь проанализировать причины этого. Возможно, у первоклассника недостаточно развиты внимание и память или слабоваты мелкие движения рук, в этом случае, занимаясь с ним дома, уделите особое внимание соответствующим развивающим играм и упражнениям. В любом случае вам необходимо проконсультироваться с учителем и школьным психологом, которые помогут определить основные трудности развития ребенка и дадут вам рекомендации по их коррекции. Если же малыш испытывает трудности в общении с одноклассниками, то ему нужна несколько иная психологическая поддержка. Она должна быть направлена, во-первых, на развитие желания ребенка общаться, вступать в контакт со взрослыми и другими детьми, а во-вторых, — непосредственно на развитие коммуникативных навыков ребенка. Успешная адаптация ребенка к школьной жизни во многом определяет дальнейшие успехи или неудачи ребенка. Однако ошибочно было бы считать, что с завершением этого процесса проблемы школьной жизни закончатся. На протяжении всех десяти лет обучения вы, дорогие мамы и папы, будете сталкиваться с множеством различных препятствий, связанных не только с учебными, но и коммуникативными трудностями вашего взрослеющего школьника. Плохое поведение на переменах, тревожность ребенка, агрессивность по отношению к учителям и одноклассникам, ссоры с друзьями — вот лишь немногие проблемы, которые могут возникнуть у ребенка в процессе школьной жизни. Для того, чтобы помочь ему справиться с ними, необходимо знать и понимать особенности психологического развития малыша на каждом этапе его развития. В период с 8 до 10 лет у детей продолжается формироваться устойчивое отношение к себе. Ребенок на все вопросы имеет собственную точку зрения, которую активно отстаивает, что нередко вызывает неудовольствие родителей. «Помолчи!», «Тебя не спрашивают!», «Не твое дело!» — подумайте, не часто ли вы повторяете эти и подобные слова своему малышу? Ведь в это время у ребенка появляется осознание собственной социальной значимости, которую мы, родители, часто подавляем, воспринимая 8—10-летнего школьника как маленького ребенка, неспособного иметь свое мнение и решать возникающие проблемы. А ведь понимание своей личностной и социальной значимости складывается благодаря развитию самосознания и взаимодействию с теми из окружающих, чьим мнением прежде всего дорожит ребенок. Такими людьми обычно считаются родители, сверстники и наиболее значимые другие взрослые (учителя, ближайшие родственники и т. п.). Однако это не означает, что для формирования позитивного к себе отношения необходимо разрешать ребенку все и допускать его до решения абсолютно всех проблем. В этом случае мы с вами рискуем получить «домашнего деспота», который будет стремиться руководить жизнью всей семьи и полностью подчинить окружающих своей воле. Необходимо установить четкие, но в то же время гибкие ограничения поведению ребенка. Обсудите с ним круг домашних проблем и вопросов, в решении которых он может и должен принимать участие, не забывайте интересоваться его мнением по той или иной проблеме и учитывать его при принятии решения, при этом необходимо также определить сферу, которая будет являться прерогативой только взрослых членов, семьи и участие ребенка в обсуждении этих проблем допускаться не будет. Проблемы эти могут быть индивидуальны для каждой семьи, и их круг должен определяться путем совместных договоренностей. Естественно, чем старше будет становиться малыш, тем более широким будет спектр вопросов, которые вы не сможете решить без его участия. Будьте готовы к этому, дайте возможность своему ребенку взрослеть и становиться все более и более самостоятельным. Руководите поведением своего ребенка, при этом старайтесь развивать в нем большую независимость, поощрять новые умения и навыки. В первые школьные годы дети все больше отдаляются от родителей, при этом продолжая испытывать потребность в руководстве со стороны взрослых. Отношения с родителями продолжают оказывать важнейшее влияние на коммуникативное развитие младших школьников, однако расширение контактов ребенка приводит к тому, что все более сильное влияние на ребенка начинают оказывать другие люди, прежде всего сверстники и школьные учителя. При переходе к школьному обучению ребенок начинает общаться с широким кругом новых для него взрослых людей, стили и методы воспитания которых могут значительно отличаться от тех, к каким ребенок привык дома. Учителя и родители авторитарного стиля обычно жестко контролируют действия и поступки ребенка, не дают возможность самостоятельного принятия решений. Они достаточно жестко взаимодействуют со своими подопечными, строго соблюдая в общении с ними иерархию «учитель - ученик», «родитель – ребенок». Демократический стиль нацелен на большую самостоятельность детей. Взрослые обеспечивают лишь общее руководство действиями ребенка, оставляя ему широкое поле для проявления самостоятельности. Это способствует формированию у детей чувства ответственности за свои действия, а впоследствии помогает ребенку лучше адаптироваться в постоянно изменяющихся жизненных условиях. Общение ребенка и взрослого при демократическом стиле взаимодействия идет на равных, партнерских позициях. Нередко встречается тип взрослых, проповедующих попустительский стиль взаимодействия с детьми. В этом случае ребенок как бы предоставлен сам себе, ему не дается никаких директив, даже при принятии ответственных решений. Такой стиль взаимодействия может породить у ребенка чувство неуверенности в себе, неумение реально оценивать собственные силы и возможности, его результатом может стать и недостаточное понимание школьной программы. При таком стиле взаимодействия иерархические отношения практически не устанавливаются, а иногда учитель и родитель даже становятся ведомыми своими учениками и детьми, подчиняя свои действия их желаниям. Конечно, в реальной практике общения с детьми, в различных ситуациях взрослые могут использовать все три стиля взаимодействия. Однако тот или иной стиль может использоваться чаще других. Наиболее оптимальным для личностного и коммуникативного развития ребенка считается демократический стиль, предоставляющий детям возможность самим принимать решения и нести за них ответственность, сохраняющий при этом определенную социальную дистанцию. Огромное влияние на социальное развитие младших школьников оказывает и общение со сверстниками. В младшем школьном возрасте впервые возникает популярность ребенка в группе. Если в детском саду практически не бывает «изгоев» и «звезд», каждый ребенок общается и «дружит» со многими детьми, отдавая только некоторое предпочтение кому-то из детей и чаще всего не одному мальчику или девочке, то в младшем школьном возрасте преобладает парная дружба, и практически всегда бывает так, что в классе есть один или несколько человек, с которыми дружить по каким-то причинам никто не хочет. Психологические исследования показывают, что уровень самооценки младшего школьника тесно связан с его популярностью в группе сверстников. Так, у детей, которые популярны в группе, обычно бывает более высокая самооценка, чем у тех, кого сверстники воспринимают негативно. Еще одной характеристикой младшего школьного возраста является закрепление представлений о поле. Если дошкольник может предположить, что, надевая мальчишескую одежду или сделав стрижку «под мальчика», пол девочки может измениться, то к 7—8 годам ребенок начинает понимать постоянство своего пола и его характеристик. В начальных классах как мальчики, так и девочки предпочитают общаться с детьми своего пола, поэтому их компании чаще всего бывают однополыми, и только к 12—13 годам у детей появляется стремление устанавливать дружеские отношения с представителями противоположного пола. Группа школьников — это специфический коллектив, в котором существуют свои правила общения, нормы поведения и даже свой фольклор, который становится основой подросткового жаргона, так распространенного сегодня в молодежной среде. Подчинение неписаным нормам и правилам школьной группы считается обязательным, их невыполнение может стать причиной изоляции ребенка. Членство в группе реализует несколько функций психологического развития ребенка. Во-первых, в процессе все большего отдаления от родителей ребенок начинает ощущать потребность в поддержке со стороны сверстников, которую он получает именно в группе. Это дает ему возможность почувствовать эмоциональную безопасность и защищенность. Во-вторых, именно группа сверстников становится для ребенка фильтром, через который он пропускает ценностные сформированные в семье установки, решая, на какие из них ему необходимо ориентироваться в дальнейшем. Основными принципами, по которым формируются группы детей 8—10-летнего возраста, являются критерии пола, а также социального статуса семей, к которым принадлежат дети. Внешним выражением этого может внешняя привлекательность. являться наличие красивой, модной одежды, игрушек, коллектив, значительное количество новых учителей, с которыми ребенку необходимо общаться в школе, — все это обостряет чувства и эмоции малыша, и они могут вырываться наружу часто неадекватным способом. Многие психологи подчеркивают усиление эмоциональной нестабильности и наличие значительного количества импульсивных эмоциональных реакций у детей именно младшего школьного возраста. Детская тревожность Переход ребенка к школьному обучению часто связан с повышением уровня тревожности малыша. Новый коллектив сверстников, необходимость взаимодействовать с множеством учителей, каждый из которых предъявляет свои требования, пребывание в постоянной ситуации оценивания со стороны учителей и одноклассников — все это заставляет ребенка беспокоиться, волноваться за собственный престиж и школьные успехи. Закрепление таких тревожных реакций, связанное с часто повторяющимися неудачами малыша в учебной деятельности или общении с учителями и одноклассниками, может привести к значительному повышению общей тревожности ребенка. В современной психологии принято разделять тревожность на личностную и ситуативную. Ситуативная тревожность — это то самое негативное эмоциональное состояние, которое возникает у ребенка в ситуации, воспринимаемой им как несущей какую-либо угрозу. Такая ситуация может быть реальной, когда малышу действительно что-то угрожает, или потенциальной, когда ребенка тревожит событие, которое еще не произошло. Например, ребенок представляет, что завтра ему придется идти в школу, где его будут о чем-то спрашивать и оценивать его ответы, и это вызывает у него определенное беспокойство. Многие дети тревожатся, когда учитель вызывает их к доске. Испытывая сильную тревогу, ребенок может «забыть» отлично выученный и понятый им урок. Наверное, каждый из нас, взрослых, может вспомнить себя или своих одноклассников с красным лицом и подрагивающими руками, переминающихся с ноги на ногу у доски. И практически каждому человеку приходилось бывать в ситуации, когда он терял «дар речи», находясь в обществе большого количества людей. Таким образом, ситуативная тревожность возникает в форме реакции на «угрожающую» ситуацию, приходит вместе с ней и может длиться настолько долго, насколько эта ситуация реально существует. Считается, что личностная тревожность формируется из ситуативной. Испытанные в прошлом состояния тревоги у ребенка откладываются в памяти и постепенно закрепляются, становясь устойчивой чертой личности. Не ответив несколько раз на вопрос учителя, ребенок начинает испытывать постоянный страх перед ним, тревога принимает все более обширный характер и постепенно распространяется на всю сферу его взаимоотношений с учителями. Постепенно тревога становится все более глобальным чувством, и она начинает сопровождать все аспекты школьной жизни ребенка. К сожалению, школьная тревожность детей сегодня очень распространена, и количество детей, тревожащихся по поводу различных аспектов школьной жизни, постоянно увеличивается. Это связано с тем, что ребенок, приходя в школу, попадает в ситуацию постоянного оценивания, причем оцениваются не только его умения и навыки, но и он сам как человек, как личность. «Ты опять ничего не знаешь!», «Ты безобразно себя ведешь!», «Ты сделал это хуже всех в классе!» — как часто фразы, подобные этим, мы слышим от учителей, да что греха таить, и сами родители зачастую подчеркивают всевозможные неудачи своего ребенка, ругая его за каждую допущенную оплошность, тем самым формируя и закрепляя у малыша чувство тревожности. Возникновение тревоги неизбежно сопровождается ощущением внутренней напряженности, беспокойства, мрачных предчувствий, которые могут дезорганизовать всю деятельность и общение малыша. ПЛАКСЫ И ХОХОТУШКИ, ИЛИ НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НЕУРАВНОВЕШЕННОСТИ Прямым следствием высокой тревожности ребенка может быть его эмоциональная неуравновешенность. Кто из родителей не сталкивался с безудержным выражением эмоций малыша? Безостановочный хохот или поток слез... как все это нам знакомо, не правда ли? Очень часто эти проявления эмоциональной неуравновешенности обостряются именно с поступлением ребенка в школу. Повышенная эмоциональность ребенка — явление абсолютно нормальное. Ребенок учится управлять своими эмоциями, количество и спектр которых к 7—8 годам значительно расширяется. Как уже отмечалось, момент поступления в школу совпадает с развитием нормативного возрастного кризиса развития — кризиса 7 лет, одним из проявлений которого как раз и является эмоциональная нестабильность. Ребенок стремится стать взрослым, участвовать в жизни взрослых, но делает это не вполне адекватными способами. Часто он просто не знает, как можно проявить себя в новом, «взрослом» качестве, отсюда «бесконечные» истерики, приступы безудержного смеха и другие подобные реакции. Как иногда говорят, стоит малышу «пальчик показать» — и ему уже смешно. Мы же, взрослые, стремимся всячески подавить эти проявления, «привести ребенка в чувство» и используем для этого чаще всего крик, упреки, наказания и другие репрессивные меры. В итоге еще недавно такой искренний и непосредственный ребенок сталкивается со стеной непонимания и, как следствие, все больше отдаляется от родителей, ища поддержки и сочувствия вне семьи — в среде сверстников или других взрослых. Для того чтобы избежать этого, давайте попробуем уделить чуть больше внимания нашему малышу и его эмоциям. Не стоит забывать, что все его негативные эмоциональные проявления возникают не на пустом месте, они всегда имеют под собой какое-то основание, причину, и, прежде чем пытаться корректировать эмоции малыша, попробуйте подумать, а в чем она, эта причина, где находится корень возникновения эмоциональной нестабильности? Может быть, у ребенка не очень хорошо складываются отношения с одноклассниками или он хочет просто быть поближе к вам, дорогие мамы и папы, и пытается обратить на себя внимание доступными ему способами? В большинстве случаев ребенок младшего школьного возраста не может сформулировать свои проблемы прямо, с помощью слов, и только на основании косвенных признаков мы с вами можем увидеть их. Ребенок обычно отказывается говорить о тех событиях, которые его тревожат, и, если вы случайно затрагиваете «больной» для него вопрос, он стремится уйти от разговора или перевести его на другую, более нейтральную тему. Многое о чувствах и проблемах ребенка могут рассказать и его рисунки. Травмирующие ребенка события изображаются обычно с помощью темных, холодных цветов, сюжет включает в себя изображение угрозы: кричащий учитель, дерущиеся дети и т. п. Ребенок хранит все эти переживания внутри себя, и внешним проявлением этих проблем как раз и становятся неадекватные с точки зрения взрослых эмоциональные реакции. Если психологические проблемы, вызывающие бурные эмоции малыша, достаточно сложны и серьезны и вам не удается самостоятельно справиться с ними, рекомендуется обратиться к детскому психологу, который сейчас работает практически в каждой школе. Но часто все эти проблемы вы можете решить и дома, просто уделяя побольше внимания вашему маленькому школьнику, его новым чувствам и переживаниям. В любом случае, занимаясь с ребенком, закрепите у него уже сложившиеся представления о человеческих эмоциях и способах их адекватного выражения. | |
Просмотров: 8905 | Комментарии: 3 | |
Всего комментариев: 2 | |||
| |||