Главная » Статьи » Мои статьи

Проблемы, которые могут возникнуть у детей в период школьной жизни
Проблемы, которые могут возникнуть
 у детей в период школьной жизни.

Кажется, еще совсем недавно ваш малыш делал свои первые шаги... И вот теперь ему предстоит сделать еще один, новый шаг в своей жизни, шаг к взрослению и самостоятельности. Ребенок поступает в школу... Вы уже приготовили белые бантики или красивую рубашку, купили ранец, книжки и тетрадки, и малыш с нетерпением ждет глав­ного, одного из самых важных дней своей жизни — 1 сентября, дня поступления в школу.
Но вот прошел месяц, другой, и вы вдруг стали замечать, что ваш малыш все менее охотно делает уроки, стремится найти малейший повод, чтобы пропустить занятия, отказывается играть и общаться с одноклассниками. А в один прекрасный день он может заявить вам, что вообще не хочет больше посещать школу и предпочитает вернуть­ся в детский сад.
Перечисленные признаки являются симптомами так называемой «школьной дезадаптации», явления, связанного с тем, что ребенок начинает испытывать трудности привыкания к новой для него среде.
Это может быть потому, что для ребенка психологически тяжелым ока­залось пребывание в новом для него коллективе, или он не смог занять в нем того места, которое хотел бы иметь (например, не смог стать лидером класса), не смог найти себе друзей. А может быть, ребенку тяжело привыкнуть к ситуации оценивания, которыми насквозь пронизана школьная жизнь, и он почувствовал себя неумелым, неспособным, не таким, как все остальные. Возможно, малышу не удалось найти контакт с учительницей, и он просто робеет и стесняется в ее присутствии. Причин школьной дезадаптации может быть достаточно много.
В зависимости от того, какая область школьной жиз­ни представляет для ребенка наибольшие трудности, определяется основное направление психологической поддержки.
Если ребенок испытывает трудности в освоении программы, попытайтесь проанализировать причины этого. Возможно, у первоклассника недостаточно развиты внимание и память или слабоваты мелкие дви­жения рук, в этом случае, занимаясь с ним дома, уделите особое вни­мание соответствующим развивающим играм и упражнениям. В любом случае вам необходимо проконсультироваться с учителем и школьным психологом, которые помогут определить основные трудности разви­тия ребенка и дадут вам рекомендации по их коррекции.
Если же малыш испытывает трудности в общении с одноклассниками, то ему нужна несколько иная психологическая поддержка. Она должна быть направлена, во-первых, на развитие желания ребенка об­щаться, вступать в контакт со взрослыми и другими детьми, а во-вто­рых, — непосредственно на развитие коммуникативных навыков ре­бенка.
Успешная адаптация ребенка к школьной жизни во многом определяет дальнейшие успехи или неудачи ребенка. Однако ошибочно было бы считать, что с завершением этого процесса проблемы школьной жизни закончатся. На протяжении всех десяти лет обучения вы, доро­гие мамы и папы, будете сталкиваться с множеством различных пре­пятствий, связанных не только с учебными, но и коммуникативными трудностями вашего взрослеющего школьника. Плохое поведение на переменах, тревожность ребенка, агрессивность по отношению к учителям и одноклассникам, ссоры с друзьями — вот лишь немногие про­блемы, которые могут возникнуть у ребенка в процессе школьной жизни. Для того, чтобы помочь ему справиться с ними, необходимо знать и понимать особенности психологического развития малыша на каждом этапе его развития.
 В  период с 8 до 10 лет у детей продолжается формироваться устойчивое от­ношение к себе. Ребенок на все вопросы имеет собственную точку зрения, которую активно отстаивает, что нередко вызывает неудо­вольствие родителей. «Помолчи!», «Тебя не спрашивают!», «Не твое дело!» — подумайте, не часто ли вы повторяете эти и подобные слова своему малышу? Ведь в это время у ребенка появляется осоз­нание собственной социальной значимости, которую мы, родители, часто подавляем, воспринимая 8—10-летнего школьника как малень­кого ребенка, неспособного иметь свое мнение и решать возникаю­щие проблемы. А ведь понимание своей личностной и социальной значимости складывается благодаря развитию самосознания и взаи­модействию с теми из окружающих, чьим мнением прежде всего дорожит ребенок. Такими людьми обычно считаются родители, свер­стники и наиболее значимые другие взрослые (учителя, ближайшие родственники и т. п.). Однако это не означает, что для формирования позитивного к себе отношения необходимо разрешать ребенку все и допускать его до решения абсолютно всех проблем. В этом случае мы с вами рискуем получить «домашнего деспота», который будет стремиться руководить жизнью всей семьи и полностью подчинить окружающих своей воле. Необходимо установить четкие, но в то же время гибкие ограничения поведению ребенка. Обсудите с ним круг домашних проблем и вопросов, в решении которых он может и дол­жен принимать участие, не забывайте интересоваться его мнением по той или иной проблеме и учитывать его при принятии решения, при этом необходимо также определить сферу, которая будет являться прерогативой только взрослых членов, семьи и участие ребенка в обсуждении этих проблем допускаться не будет. Проблемы эти могут быть индивидуальны для каждой семьи, и их круг должен опреде­ляться путем совместных договоренностей. Естественно, чем старше будет становиться малыш, тем более широким будет спектр вопро­сов, которые вы не сможете решить без его участия. Будьте готовы к этому, дайте возможность своему ребенку взрослеть и становиться все более и более самостоятельным. Руководите поведением своего ребенка, при этом старайтесь развивать в нем большую независимость, поощрять новые умения и навыки.
В первые школьные годы дети все больше отдаляются от родителей, при этом продолжая испытывать потребность в руководстве со стороны взрослых. Отношения с родителями продолжают оказывать важнейшее влияние на коммуникативное развитие младших школьни­ков, однако расширение контактов ребенка приводит к тому, что все более сильное влияние на ребенка начинают оказывать другие люди, прежде всего сверстники и школьные учителя.
При переходе к школьному обучению ребенок начинает общаться с широким кругом новых для него взрослых людей, стили и методы воспитания которых могут значительно отличаться от тех, к каким ребенок привык дома.
Учителя и родители авторитарного стиля обычно жестко контролируют дей­ствия и поступки ребенка, не дают возможность самостоятельного принятия решений. Они достаточно жестко взаимодействуют со своими подопечными, строго соблюдая в общении с ними иерархию «учитель - ученик», «родитель – ребенок».
Демократический стиль нацелен на большую самостоятельность детей. Взрослые обеспечивают лишь общее руководство действиями ребенка, оставляя ему широкое поле для проявления самостоятельности. Это способствует формированию у детей чувства ответственности за свои действия, а впоследствии помогает ребенку лучше адаптиро­ваться в постоянно изменяющихся жизненных условиях. Общение ре­бенка и взрослого при демократическом стиле взаимодействия идет на равных, партнерских позициях.
Нередко  встречается тип взрослых, проповедующих попустительский стиль взаимодействия с детьми. В этом случае ребенок как бы предоставлен сам себе, ему не дается никаких директив, даже при принятии ответственных решений. Такой стиль взаимодействия может породить у ребенка чувство неувереннос­ти в себе, неумение реально оценивать собственные силы и возможно­сти, его результатом может стать и недостаточное понимание школь­ной программы. При таком стиле взаимодействия  иерархические отно­шения практически не устанавливаются, а иногда учитель и родитель  даже становятся ведомыми своими учениками и детьми, подчиняя свои действия их желаниям.
Конечно, в реальной практике общения с детьми, в различных ситуациях взрослые могут использовать все три стиля взаимодействия. Однако тот или иной стиль может использоваться чаще других. Наиболее оптимальным для личностного и коммуникативного развития ребенка считается демократический стиль, предоставляющий детям возможность самим принимать решения и нести за них ответственность, сохраняющий при этом определенную социальную дистанцию.
Огромное влияние на социальное развитие младших школьников  оказывает и общение со сверстниками. В младшем школьном возра­сте впервые возникает популярность ребенка в группе. Если в детском саду практически не бывает «изгоев» и «звезд», каждый ребенок общается и «дружит» со многими детьми, отдавая только некоторое предпочтение кому-то из детей и чаще всего не одному мальчику  или девочке, то в младшем школьном возрасте преобладает парная дружба, и практически всегда бывает так, что в классе есть один или несколько человек, с которыми дружить по каким-то причинам никто не хочет. Психологические исследования показывают, что уровень самооценки младшего школьника тесно связан с его популярностью в группе сверстников. Так, у детей, которые популярны в группе, обыч­но бывает более высокая самооценка, чем у тех, кого сверстники воспринимают негативно.
Еще одной характеристикой младшего школьного возраста является закрепление представлений о поле. Если дошкольник может пред­положить, что, надевая мальчишескую одежду или сделав стрижку «под мальчика», пол девочки может измениться, то к 7—8 годам ребенок начинает понимать постоянство своего пола и его характе­ристик. В начальных классах как мальчики, так и девочки предпочи­тают общаться с детьми своего пола, поэтому их компании чаще всего бывают однополыми, и только к 12—13 годам у детей появляется стремление устанавливать дружеские отношения с представителями противоположного пола.
Группа школьников — это специфический коллектив, в котором существуют свои правила общения, нормы поведения и даже свой фольклор, который становится основой подросткового жаргона, так распространенного сегодня в молодежной среде. Подчинение неписаным нормам и правилам школьной группы считается обязательным, их невыполнение может стать причиной изоляции ребенка.
Членство в группе реализует несколько функций психологического развития ребенка. Во-первых, в процессе все большего отдаления от родителей ребенок начинает ощущать потребность в поддержке со стороны сверстников, которую он получает именно в группе. Это дает ему возможность почувствовать эмоциональную безопасность и защищенность. Во-вторых, именно группа сверстников становится для ре­бенка фильтром, через который он пропускает ценностные сформированные в семье установки, решая, на какие из них ему необходимо ориентироваться в дальнейшем.
Основными принципами, по которым формируются группы детей 8—10-летнего возраста, являются критерии пола, а также социального статуса семей, к которым принадлежат дети. Внешним выражением этого может внешняя привлекательность.
являться наличие красивой, модной одежды, игрушек, коллек­тив, значительное количество новых учителей, с которыми ребенку необходимо общаться в школе, — все это обостряет чувства и эмоции малыша, и они могут вырываться наружу часто неадекватным спосо­бом. Многие психологи подчеркивают усиление эмоциональной неста­бильности и наличие значительного количества импульсивных эмоцио­нальных реакций у детей именно младшего школьного возраста.
Детская тревожность
Переход ребенка к школьному обучению часто связан с повышением уровня тревожности малыша. Новый коллектив сверстников, необ­ходимость взаимодействовать с множеством учителей, каждый из кото­рых предъявляет свои требования, пребывание в постоянной ситуации оценивания со стороны учителей и одноклассников — все это застав­ляет ребенка беспокоиться, волноваться за собственный престиж и школьные успехи. Закрепление таких тревожных реакций, связанное с часто повторяющимися неудачами малыша в учебной деятельности или общении с учителями и одноклассниками, может привести к значитель­ному повышению общей тревожности ребенка.
В современной психологии принято разделять тревожность на личностную и ситуативную. Ситуативная тревожность — это то самое негативное эмоциональное состояние, которое возникает у ребенка в ситуации, воспринимаемой им как несущей какую-либо угрозу. Такая ситуация может быть реальной, когда малышу действительно что-то угрожает, или потенциальной, когда ребенка тревожит событие, кото­рое еще не произошло. Например, ребенок представляет, что завтра ему придется идти в школу, где его будут о чем-то спрашивать и оценивать его ответы, и это вызывает у него определенное беспокой­ство. Многие дети тревожатся, когда учитель вызывает их к доске. Испытывая сильную тревогу, ребенок может «забыть» отлично выучен­ный и понятый им урок. Наверное, каждый из нас, взрослых, может вспомнить себя или своих одноклассников с красным лицом и подра­гивающими руками, переминающихся с ноги на ногу у доски. И прак­тически каждому человеку приходилось бывать в ситуации, когда он терял «дар речи», находясь в обществе большого количества людей. Таким образом, ситуативная тревожность возникает в форме реакции на «угрожающую» ситуацию, приходит вместе с ней и может длиться настолько долго, насколько эта ситуация реально существует.
Считается, что личностная тревожность формируется из ситуативной. Испытанные в прошлом состояния тревоги у ребенка отклады­ваются в памяти и постепенно закрепляются, становясь устойчивой чер­той личности. Не ответив несколько раз на вопрос учителя, ребенок начинает испытывать постоянный страх перед ним, тревога принимает  все более обширный характер и постепенно распространяется на всю  сферу его взаимоотношений с учителями. Постепенно тревога становится все более глобальным чувством, и она начинает сопровождать  все аспекты школьной жизни ребенка.
К сожалению, школьная тревожность детей сегодня очень распространена, и количество детей, тревожащихся по поводу различных ас­пектов школьной жизни, постоянно увеличивается. Это связано с тем, что ребенок, приходя в школу, попадает в ситуацию постоянного оце­нивания, причем оцениваются не только его умения и навыки, но и он сам как человек, как личность. «Ты опять ничего не знаешь!», «Ты безобразно себя ведешь!», «Ты сделал это хуже всех в классе!» — как часто фразы, подобные этим, мы слышим от учителей, да что греха таить, и сами родители зачастую подчеркивают всевозможные неудачи своего ребенка, ругая его за каждую допущенную оплошность, тем самым формируя и закрепляя у малыша чувство тревожности.
Возникновение тревоги неизбежно сопровождается ощущением внутренней напряженности, беспокойства, мрачных предчувствий, которые могут дезорганизовать всю деятельность и общение малыша. 
ПЛАКСЫ И ХОХОТУШКИ,
ИЛИ НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
НЕУРАВНОВЕШЕННОСТИ
Прямым следствием высокой тревожности ребенка может быть его эмоциональная неуравновешенность. Кто из родителей не сталкивался с безудержным выражением эмоций малыша? Безостановочный хохот или поток слез... как все это нам знакомо, не правда ли? Очень часто эти проявления эмоциональной неуравновешенности обостряются имен­но с поступлением ребенка в школу. 
Повышенная эмоциональность ребенка — явление абсолютно нормальное. Ребенок учится управлять своими эмоциями, количество и спектр которых к 7—8 годам значительно расширяется. Как уже отмечалось, момент поступления в школу совпадает с развитием нормативного возрастного кризиса развития — кризиса 7 лет, одним из про­явлений которого как раз и является эмоциональная нестабильность. Ребенок стремится стать взрослым, участвовать в жизни взрослых, но делает это не вполне адекватными способами. Часто он просто не знает, как можно проявить себя в новом, «взрослом» качестве, отсюда «бесконечные» истерики, приступы безудержного смеха и другие подобные реакции. Как иногда говорят, стоит малышу «пальчик показать» — и ему уже смешно. Мы же, взрослые, стремимся всячески
подавить эти проявления, «привести ребенка в чувство» и используем для этого чаще всего крик, упреки, наказания и другие репрессивные меры. В итоге еще недавно такой искренний и непосредственный ребенок сталкивается со стеной непонимания и, как следствие, все больше отдаляется от родителей, ища поддержки и сочувствия вне семьи — в среде сверстников или других взрослых.
Для того чтобы избежать этого, давайте попробуем уделить чуть больше внимания нашему малышу и его эмоциям. Не стоит забывать, что все его негативные эмоциональные проявления возникают не на пустом месте, они всегда имеют под собой какое-то основание, причи­ну, и, прежде чем пытаться корректировать эмоции малыша, попробуйте подумать, а в чем она, эта причина, где находится корень возник­новения эмоциональной нестабильности? Может быть, у ребенка не очень хорошо складываются отношения с одноклассниками или он
хочет просто быть поближе к вам, дорогие мамы и папы, и пытается обратить на себя внимание доступными ему способами?
В большинстве случаев ребенок младшего школьного возраста не может сформулировать свои проблемы прямо, с помощью слов, и только на основании косвенных признаков мы с вами можем увидеть их. Ребенок обычно отказывается говорить о тех событиях, которые его тревожат, и, если вы случайно затрагиваете «больной» для него вопрос, он стремится уйти от разговора или перевести его на другую, более нейтральную тему. Многое о чувствах и проблемах ребенка могут рассказать и его рисунки. Травмирующие ребенка события изображаются обычно с помощью темных, холодных цветов, сюжет включает в себя изображение угрозы: кричащий учитель, дерущиеся дети и т. п. Ребенок хранит все эти переживания внутри себя, и внешним проявле­нием этих проблем как раз и становятся неадекватные с точки зрения взрослых эмоциональные реакции. 
Если психологические проблемы, вызывающие бурные эмоции малыша, достаточно сложны и серьезны и вам не удается самостоятельно справиться с ними, рекомендуется обратиться к детскому психологу, который сейчас работает практически в каждой школе. Но часто все эти проблемы вы можете решить и дома, просто уделяя побольше внимания вашему маленькому школьнику, его новым чувствам и переживаниям. В любом случае, занимаясь с ребенком, закрепите у него уже сложившиеся представления о человеческих эмоциях и спосо­бах их адекватного выражения. 

Категория: Мои статьи | Добавил: Olga (03.11.2012)
Просмотров: 8905 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 2
2 Olga  
1
Вика, ты - умница! Ты все время анализируешь свое поведение и стараешься измениться. Очень хорошо, что ты работаешь над собой!

1 Вика  
1
Иногда я себя веду не положительно а отрицательно!
Мне было не очень хорошо когда я себя вила так ужасно!
И мама меня терпела иногда наказывала !

И я понимаю : не делай того что не хочешь получить от другого !

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]