Главная » Статьи » Психологическая помощь |
Нет
ничего проще! О Глене Домане, американском враче и педагоге, хотя
бы слышали, надеюсь, многие. Полвека назад он основал Институт развития
человеческого потенциала, настаивая на том, что особую роль в этом развитии
играют первые три года жизни ребенка. Обсуждение достоинств и недостатков
предложенных им разнообразных методов физического и интеллектуального развития
ребенка выходит за рамки моих заметок — я просто хочу рассказать здесь о том,
как я учила своих детей чтению «по Доману». Возможно, опыт «мамы-практика»
может оказаться полезным родителям — все-таки метод был опробован на двух
детях с интервалом в десятилетие. Что такое обучение чтению «по Доману»? В основе
обучения лежит простая мысль: для того, чтобы начать читать, совсем не надо уже
владеть устной речью. Любой ребенок в возрасте от трех — пяти месяцев,
зрительный аппарат которого способен различить крупно написанные слова, легко
учится опознавать их, воспринимает слово целиком. Слова пишут
четким шрифтом красного цвета (этот цвет
больше привлекает внимание детей) на
картонных карточках. Каждое слово ребенок
видит в течение 1 секунды (так!); за
один «урок» (я буду использовать
здесь это слово лишь для удобства) развития показывают 5 слов. Например,
я показываю ребенку слова МАМА, ПАПА, КОМПЬЮТЕР, МЯЧ, ВЕЛОСИПЕД и при этом громко и внятно произношу их вслух. В день этот набор слов
(последовательность их стоит менять) показывается 3 раза. Это только начало. В
конце концов приходят к показу 5 разных наборов, то есть в течение дня необходимо
будет провести 15 таких вот коротких (не более 5 секунд каждый!) уроков. После
первых пяти дней занятий ежедневно
убирают из каждого набора одно слово и
заменяют его новым. Вот и все. Ежедневно
ребенок узнает по 5 (минимум) новых слов, при этом общая продолжительность занятий не превышает нескольких минут в день. С книгой Глена Домана по обучению чтению и математике я познакомилась девять лет назад, когда моему сыну Диме было около года. Поверила в методику сразу же (другие члены семьи отнеслись к ней скептически), но занималась с большой осторожностью (а вдруг ребенок чего-то не запомнил?), часто возвращалась к одним и тем же словам, показывала слово дольше одной секунды. И заметила, что сын начал утрачивать интерес к занятиям. Как поддержать его? Стала приклеивать на обороты карточек подходящие картинки или фотографии. Я показывала Диме слово, затем переворачивала карточку, и он видел картинку. Интерес вернулся! Очень велик был соблазн устроить проверку, но хорошо, что сын еще не говорил, так что приходилось умерять свой инспекторский пыл. Как ни странно, то, что результат обязательно будет, я поняла, увидев, как сын ошибся. Я до этого показывала ему карточку со словом ЛОШАДЬ, а потом ввела новое слово ЛОЖКА, и он зацокал языком. Спокойным голосом я сказала: «Ложка», продолжила наш урок, а внутри меня все ликовало: пусть ребенок ошибся, но начало слов ЛОШАДЬ и ЛОЖКА выглядело одинаково, и он, бесспорно, это заметил. Окончательно я поверила в свои силы тогда, когда у
сына появились слова-любимчики. Например, ТРАКТОР. Увидев эту карточку, Дима
радовался и говорил: «Тр-р», так что эту карточку я показывала ему много раз
в комплекте с другими словами. К году у ребенка есть уже заметно выраженные
интересы (машины, домашние животные, игрушки), и легко выбрать тему,
доставляющую ему удовольствие. Еще я заметила, что ребенку интересны большие
слова и новые предметы. Когда перешли к словосочетаниям, сыну опять стало
скучно, пришлось привлечь свою фантазию, чтобы его заинтересовать. Например,
ему нравилось, когда я показывала карточки ДЕВОЧКА ПЛАЧЕТ и ДЕВОЧКА СМЕЕТСЯ с
картинками из «Мурзилки» на обороте. Неизменным успехом пользовалась серия
карточек с фотографиями, изображающими аварии: МАШИНА УПАЛА. Но настоящий интерес появился, когда мы перешли к
книжкам. Я покупала детские книжки в двух экземплярах, наклеивала картинки на
белые листы бумаги, а на обороте писала свой текст, упрощенный. Всего я
изготовила около десяти книжек, после чего
перешли на обычные книги с крупным шрифтом. Я ни разу не показала Диме
ни одной отдельной буквы, но в полтора года он уверенно читал. («Читал» — это
означает читал, а не произносил вслух прочитанное!). Позже я выяснила, что сын
знает (!) все буквы, то есть он сам выполнил аналитическую работу и уяснил, как
произносится каждая отдельная буква. Когда я сама читала Диме вслух и когда
попадалось новое, интересное с его точки зрения слово, он просил показать мне
это слово в тексте, и это вызывало у него неподдельную радость. Полученные умения здорово облегчили жизнь и моему ребенку, и мне, и, надеюсь, его педагогам. Сейчас сын учится в пятом классе, скорость чтения превосходит мою раза в три, а запоминает тексты он лучше меня раз в десять. Насколько легче ему учиться по тем предметам, где нужна работа с текстом! На устные уроки Дима практически не затрачивает времени, искренне недоумевает: почему это кому-то трудно прочитать ту или иную книгу. Когда у меня родилась Маша, никаких сомнений — заниматься или не заниматься с ней «ранним чтением» — у меня не возникало. Тем более, что к этому времени у нас в доме появился компьютер, который мог бы облегчить и подготовку заданий (зачем писать слова, если их можно показывать на экране монитора?), и проведение занятий. Но не вредно ли вообще использовать компьютер для
занятий с маленьким ребенком? Не думаю. От того, что ребенок несколько раз в
день в течение нескольких секунд посмотрит на экран монитора, никакого вреда
его здоровью не будет. (Если в доме есть компьютер, на котором работают
взрослые, ребенок в любом случае несколько раз в день взглянет на монитор. Но
это ведь никого не пугает, не правда ли?) Каким требованиям должна отвечать программа обучения? Очевидно, что слова должны занимать всю рабочую поверхность экрана, сменяться автоматически (ну, или по щелчку мыши), желательно также, чтобы они были озвучены. Для всего этого идеально подходит программа презентаций Microsoft Power Point из пакета MS Office 2000/XP. Работа с этой программой не затруднит даже не очень продвинутых пользователей, освоить работу можно за несколько часов. Обучение чтению мы начали, когда Маше исполнилось четыре месяца. Сейчас ей девять месяцев, мы перешли уже к чтению книг. Коротко о том, как я проводила занятия. 5 уроков (по 5 слов-слайдов в каждом) я расположила прямо на рабочем столе для облегчения доступа. Слова в каждом уроке я обновляла ежедневно по одному, то есть ежедневно дочка знакомилась с 5 новыми словами. Сначала я слова читала сама, но потом поняла, что не всегда успеваю за быстрой сменой слайдов. Выручило озвучение. С помощью микрофона несложно создать необходимое количество звуковых файлов. Тут есть свои сложности: надо ведь, чтобы слово звучало четко, разборчиво и не дольше 1 секунды. Из своего опыта и из опыта других мам, с которыми я общалась, знаю, что почти неизбежен этап потери интереса, когда ребенок отворачивается от демонстрируемых ему карточек. Главное в таких случаях — не паниковать и не расстраиваться, а включить всю свою фантазию, сделать уроки маленьким театром и игрой одновременно. При обучении чтению на компьютере возникает сложность привлечения внимания малыша к началу урока. Ведь такому маленькому не скажешь: «Сиди и смотри на экран», а ребенок, переключивший на несколько мгновений свое внимание, скажем, на пуговицу маминого халата, как правило, поднимает глаза только к концу занятия (пять секунд пролетают стремительно). Я рекомендую создать еще один слайд и поставить его первым. В слайд помещаем яркую картинку (это может быть забавная рожица); в качестве звукового файла я лично использовала веселые детские песенки на английском языке. Показ этого «завлекательного» слайда заранее не ограничиваем строго во времени, прерываться он должен по щелчку мыши. Услышав знакомую веселую музыку, Маша оборачивается к монитору (позже она начнет и подползать к нему!), после чего мы запускаем показ слайдов со словами. По такому же принципу можно создать и слайд, заканчивающий показ слов. Само место для занятий надо устроить так, чтобы ничто не отвлекало внимание ребенка. Домашние должны знать, что во время урока (а это действительно несколько секунд) нельзя громко разговаривать и входить в комнату. Ребенка лучше держать на руках перед монитором на удобном расстоянии. Если на первых порах вам трудно удержать внимание ребенка на пяти словах, уменьшите на время их количество до трех или даже до одного. Главное — верить в своего ребенка и стараться вносить разнообразие в занятия, делать их интересными именно для вашего ребенка. Это может быть озвучивание некоторых слов членами вашей семьи (и детьми в том числе), показ слайдов в полутемной комнате, звон колокольчика, сопровождающий смену слайдов. Недопустимы проверки: это ужасно скучно и может отбить охоту к чтению. В идеале ребенок должен воспринимать уроки как веселые и забавные игры. Нельзя возвращаться к пройденному. Даже если почему-либо вы сделали перерыв в занятиях на несколько дней или даже недель, продолжайте занятия с того места, на кокотором остановились. Подбор слов зависит от возраста ребенка. У детей до года обычно нет ярко выраженных пристрастий, они поглощают любую информацию (Глен Доман называет таких малышей «чистыми интеллектуалами»). Более старшим первые слова для обучения подбирают исходя из склонностей малыша (это могут быть марки автомобилей, названия животных, деталей компьютера...). Если занятия будут интересными, обучение пойдет
удивительно быстро. Надо только последовательно пройти все этапы от слов до
предложений, после чего можно переходить к изготовлению книг. Вот где открывается
необъятный простор для творчества! Принцип изготовления электронных книг тот
же, что и при создании слайдов со словами. Изготавливается слайд, содержащий
одно-два предложения, а затем слайд с картинкой. Используя цифровые фотографии
членов семьи и самого ребенка, любимых игрушек и предметов, можно сочинять
увлекательные книжки, ориентируясь на возраст и пристрастия малыша. Книга может
сопровождаться любыми музыкальными или видеофрагментами. Необходимо только
соблюдать принцип раздельного показа текста и картинок к нему. Текст книги
может быть озвучен, читать надо его быстро, с выражением; дети обожают речевые
обороты типа «Бац! Шишка ударила Карабаса в лоб. Ой!». Читать книги на первых порах придется с малышом, но
рано или поздно, он почувствует, что может читать и самостоятельно, и это будет
еще одно радостное открытие в его жизни. Удачи вам и веры в своего ребенка!
| |
Просмотров: 513 | |
Всего комментариев: 0 | |