Главная » Статьи » Психологическая помощь

Нет ничего проще...

Нет ничего проще!

О Глене Домане, американском враче и педагоге, хотя бы слышали, надеюсь, многие. Полвека назад он основал Ин­ститут развития человеческого потен­циала, настаивая на том, что особую роль в этом развитии играют первые три года жизни ребенка. Обсуждение достоинств и недостатков предложен­ных им разнообразных методов физи­ческого и интеллектуального разви­тия ребенка выходит за рамки моих заметок — я просто хочу рассказать здесь о том, как я учила своих детей чтению «по Доману». Возможно, опыт «мамы-практика» может оказаться по­лезным родителям — все-таки метод был опробован на двух детях с интер­валом в десятилетие.

Что такое обучение чтению «по Доману»? В основе обучения лежит простая мысль: для того, чтобы начать читать, совсем не надо уже владеть устной речью. Любой ребенок в воз­расте от трех — пяти месяцев, зрительный аппарат которого способен различить крупно написанные слова, легко учится опознавать их, воспринимает слово целиком.

 Слова пишут четким шрифтом  красного цвета (этот цвет больше привлекает внимание детей)  на картонных карточках. Каждое слово ребенок  видит в течение 1 секунды (так!); за  один «урок» (я буду использовать  здесь это слово лишь для удобства) развития показывают 5 слов. Например, я показываю ребенку слова МАМА, ПАПА, КОМПЬЮТЕР, МЯЧ, ВЕЛОСИПЕД и при  этом громко и внятно произношу их  вслух. В день этот набор слов (последовательность их стоит менять) показывается 3 раза. Это только начало. В конце концов приходят к показу 5 разных наборов, то есть в течение дня необходимо будет провести 15 таких вот коротких (не более 5 секунд каждый!) уроков. После первых пяти дней  занятий ежедневно убирают из  каждого набора одно слово и заменяют  его новым. Вот и все. Ежедневно ребенок  узнает по 5 (минимум) новых  слов, при этом общая продолжительность  занятий не превышает нескольких минут в день.

 С книгой Глена Домана по обучению чтению и математике я познако­милась девять лет назад, когда мое­му сыну Диме было около года. Пове­рила в методику сразу же (другие чле­ны семьи отнеслись к ней скептичес­ки), но занималась с большой осто­рожностью (а вдруг ребенок чего-то не запомнил?), часто возвращалась к одним и тем же словам, показывала слово дольше одной секунды. И заме­тила, что сын начал утрачивать инте­рес к занятиям. Как поддержать его? Стала приклеивать на обороты карто­чек подходящие картинки или фото­графии. Я показывала Диме слово, за­тем переворачивала карточку, и он видел картинку. Интерес вернулся!

Очень велик был соблазн устро­ить проверку, но хорошо, что сын еще не говорил, так что приходилось уме­рять свой инспекторский пыл. Как ни странно, то, что результат обязатель­но будет, я поняла, увидев, как сын ошибся. Я до этого показывала ему карточку со словом ЛОШАДЬ, а потом ввела новое слово ЛОЖКА, и он зацо­кал языком. Спокойным голосом я сказала: «Ложка», продолжила наш урок, а внутри меня все ликовало: пусть ребенок ошибся, но начало слов ЛОШАДЬ и ЛОЖКА выглядело одина­ково, и он, бесспорно, это заметил.

Окончательно я поверила в свои силы тогда, когда у сына появились слова-любимчики. Например, ТРАК­ТОР. Увидев эту карточку, Дима радо­вался и говорил: «Тр-р», так что эту кар­точку я показывала ему много раз в комплекте с другими словами. К году у ребенка есть уже заметно выражен­ные интересы (машины, домашние животные, игрушки), и легко выбрать тему, доставляющую ему удовольствие. Еще я заметила, что ребенку интересны большие слова и новые предметы. Когда перешли к словосо­четаниям, сыну опять стало скучно, пришлось привлечь свою фантазию, чтобы его заинтересовать. Например, ему нравилось, когда я показывала карточки ДЕВОЧКА ПЛАЧЕТ и ДЕВОЧ­КА СМЕЕТСЯ с картинками из «Мурзилки» на обороте. Неизменным успехом пользовалась серия карточек с фото­графиями, изображающими аварии: МАШИНА УПАЛА.

Но настоящий интерес появился, когда мы перешли к книжкам. Я поку­пала детские книжки в двух экземп­лярах, наклеивала картинки на белые листы бумаги, а на обороте писала свой текст, упрощенный. Всего я изготовила около десяти книжек, после чего  перешли на обычные книги с крупным шрифтом. Я ни разу не показала Диме ни одной отдельной буквы, но в пол­тора года он уверенно читал. («Чи­тал» — это означает читал, а не про­износил вслух прочитанное!). Позже я выяснила, что сын знает (!) все буквы, то есть он сам выполнил аналитическую работу и уяснил, как произносит­ся каждая отдельная буква. Когда я сама читала Диме вслух и когда попадалось новое, интересное с его точки зрения слово, он просил показать мне это слово в тексте, и это вызывало у него неподдельную радость.

Полученные умения здорово об­легчили жизнь и моему ребенку, и мне, и, надеюсь, его педагогам. Сей­час сын учится в пятом классе, ско­рость чтения превосходит мою раза в три, а запоминает тексты он лучше меня раз в десять. Насколько легче ему учиться по тем предметам, где нужна работа с текстом! На устные уроки Дима практически не затрачи­вает времени, искренне недоумевает: почему это кому-то трудно прочитать ту или иную книгу. Когда у меня родилась Маша, ни­каких сомнений — заниматься или не заниматься с ней «ранним чтением» — у меня не возникало. Тем более, что к этому времени у нас в доме появился компьютер, который мог бы облегчить и подготовку заданий (зачем писать слова, если их можно показывать на экране монитора?), и проведение за­нятий.

Но не вредно ли вообще исполь­зовать компьютер для занятий с ма­леньким ребенком? Не думаю. От того, что ребенок несколько раз в день в те­чение нескольких секунд посмотрит на экран монитора, никакого вреда его здоровью не будет. (Если в доме есть компьютер, на котором работают взрослые, ребенок в любом случае несколько раз в день взглянет на мо­нитор. Но это ведь никого не пугает, не правда ли?)

Каким требованиям должна отве­чать программа обучения? Очевидно, что слова должны занимать всю рабо­чую поверхность экрана, сменяться автоматически (ну, или по щелчку мыши), желательно также, чтобы они были озвучены. Для всего этого иде­ально подходит программа презента­ций Microsoft Power Point из пакета MS Office 2000/XP. Работа с этой програм­мой не затруднит даже не очень про­двинутых пользователей, освоить работу можно за несколько часов. Обучение чтению мы начали, когда Маше исполнилось четыре ме­сяца. Сейчас ей девять месяцев, мы перешли уже к чтению книг. Коротко о том, как я проводила занятия. 5 уро­ков (по 5 слов-слайдов в каждом) я расположила прямо на рабочем сто­ле для облегчения доступа. Слова в  каждом уроке я обновляла ежедневно по одному, то есть ежедневно дочка знакомилась с 5 новыми словами. Сначала я слова читала сама, но по­том поняла, что не всегда успеваю за быстрой сменой слайдов. Выручило озвучение. С помощью микрофона не­сложно создать необходимое количе­ство звуковых файлов. Тут есть свои сложности: надо ведь, чтобы слово звучало четко, разборчиво и не доль­ше 1 секунды. Из своего опыта и из опыта дру­гих мам, с которыми я общалась, знаю, что почти неизбежен этап поте­ри интереса, когда ребенок отворачи­вается от демонстрируемых ему кар­точек. Главное в таких случаях — не паниковать и не расстраиваться, а включить всю свою фантазию, сде­лать уроки маленьким театром и иг­рой одновременно.

При обучении чтению на компь­ютере возникает сложность привле­чения внимания малыша к началу урока. Ведь такому маленькому не ска­жешь: «Сиди и смотри на экран», а ре­бенок, переключивший на несколько мгновений свое внимание, скажем, на пуговицу маминого халата, как пра­вило, поднимает глаза только к концу занятия (пять секунд пролетают стре­мительно). Я рекомендую создать еще один слайд и поставить его первым. В слайд помещаем яркую картинку (это может быть забавная рожица); в качестве звукового файла я лично ис­пользовала веселые детские песенки на английском языке. Показ этого «завлекательного» слайда заранее не ограничиваем строго во времени, прерываться он должен по щелчку мыши. Услышав знакомую веселую музыку, Маша оборачивается к мони­тору (позже она начнет и подползать к нему!), после чего мы запускаем по­каз слайдов со словами. По такому же принципу можно создать и слайд, за­канчивающий показ слов. Само место для занятий надо ус­троить так, чтобы ничто не отвлекало  внимание ребенка. Домашние должны знать, что во время урока (а это действительно несколько секунд) нельзя громко разговаривать и входить в комнату. Ребенка лучше дер­жать на руках перед монитором на  удобном расстоянии. Если на первых порах вам труд­но удержать внимание ребенка на пяти словах, уменьшите на время их количество до трех или даже до одного. Главное — верить в своего ребен­ка и стараться вносить разнообразие в занятия, делать их интересными именно для вашего ребенка. Это может быть озвучивание некоторых слов  членами вашей семьи (и детьми в том числе), показ слайдов в полутемной  комнате, звон колокольчика, сопро­вождающий смену слайдов. Недопустимы проверки: это ужасно скучно и может отбить охоту к чтению. В идеале ребенок должен воспринимать уроки как веселые и за­бавные игры. Нельзя возвращаться к пройденному. Даже если почему-либо вы сделали перерыв в занятиях на не­сколько дней или даже недель, про­должайте занятия с того места, на кокотором остановились. Подбор слов зависит от возрас­та ребенка. У детей до года обычно нет ярко выраженных пристрастий, они поглощают любую информацию (Глен Доман называет таких малышей «чистыми интеллектуалами»). Более старшим первые слова для обучения подбирают исходя из склонностей малыша (это могут быть марки авто­мобилей, названия животных, дета­лей компьютера...).

Если занятия будут интересны­ми, обучение пойдет удивительно бы­стро. Надо только последовательно пройти все этапы от слов до предло­жений, после чего можно переходить к изготовлению книг. Вот где открыва­ется необъятный простор для творче­ства! Принцип изготовления электрон­ных книг тот же, что и при создании слайдов со словами. Изготавливает­ся слайд, содержащий одно-два пред­ложения, а затем слайд с картинкой. Используя цифровые фотографии чле­нов семьи и самого ребенка, любимых игрушек и предметов, можно сочинять увлекательные книжки, ориентируясь на возраст и пристрастия малыша. Книга может сопровождаться любыми музыкальными или видеофрагмента­ми. Необходимо только соблюдать принцип раздельного показа текста и картинок к нему. Текст книги может быть озвучен, читать надо его быстро, с выражением; дети обожают рече­вые обороты типа «Бац! Шишка удари­ла Карабаса в лоб. Ой!».

Читать книги на первых порах придется с малышом, но рано или по­здно, он почувствует, что может читать и самостоятельно, и это будет еще одно радостное открытие в его жизни.

Удачи вам и веры в своего ре­бенка!

 

 

Категория: Психологическая помощь | Добавил: Olga (06.11.2013)
Просмотров: 513 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]