Главная » Статьи » Психологическая помощь

Консультация
О том, как помочь ребенку в овладении счетом, чтением и письмом, рассказывает родителям психолог-консультант Н. Л. Белопольская
В подготовительных группах детских садов проводятся занятия по счету, чтению и письму, поскольку современ­ное школьное обучение предполагает определенный уровень овладения этими навыками. Нередко и сами родители, еще не думая о подготовке к школе, начинают обучать детей читать, счи­тать и писать. Иногда дети сами про­являют инициативу: то спросят, какая это буква, то скопируют слово и по­просят проверить, то используют число для обозначения некоторого количества предметов. Стремление родителей обу­чить детей счету, письму и чтению тем более оправдано, когда ребенок не ходит в детский сад или часто пропускает за­нятия по болезни. Однако методы и прие­мы, которыми пользуются родители при таком обучении, довольно разношерст­ны, часто интуитивны и далеко не всегда эффективны. Более того, они могут привести к негативным результатам. Поэтому необходимо более подробно оста­новиться на целях обучения началам школьных знаний, включенных в про­грамму подготовки к школе, а особенно на родительских ошибках при организа­ции и проведении такой работы.
Прежде всего, следует сказать, что обучение письму в современной школе проводится по специальной методике безотрывного письма, с которой по­давляющее число родителей незнакомо. Поэтому они могут научить ребенка писать совершенно неправильно, а пере­учиваться, как известно, труднее, чем овладевать этим навыком впервые. В детском саду детей учат писать только печатными буквами. На это и надо ориентироваться родителям при подго­товке детей дома.
Будет полезно, если родители не только займутся с детьми письмом печат­ными буквами, но, прежде всего, поза­ботятся подготовить руку ребенка к гра­фической деятельности. Сюда входят такие упражнения, как рисование, ко­пирование, обводка, штриховка, рас­крашивание, вырезание, выкладывание мозаики. Все это развивает мелкие мышцы руки, моторику  и пространственную ориентировку, что является необходимым компонентом на­выка письма. Можно включить в за­нятия и рисование по точкам на клет­чатой бумаге, что в будущем поможет детям ориентироваться в тетради. Про­верено, что дети, пришедшие в школу с такой подготовкой, легко овладевают безотрывным письмом.
Родителям, дети которых предпо­читают чаще использовать левую руку в обычных практических ситуациях (еда, рисование, открывание двери, бросание мяча и т. п.), лучше до начала обучения проконсультироваться у психо­невролога и психолога с целью опре­деления истинности леворукости. Соот­ветственно будет решен вопрос о целе­сообразности обучения письму правой или левой рукой.
Современная методика обучения чтению начинается со звукобуквенного анализа слов с использованием графи­ческой схемы и выделения ударного гласного звука. По этой методике ра­ботают воспитатели детских садов и учителя начальной школы. Ценность этой методики состоит в том, что обу­чение по ней положительно влияет на грамотность детей, развивает так на­зываемое чувство языка.
Родители редко занимаются этим ви­дом работы самостоятельно. И это вполне объяснимо, так как многим при­шлось бы сначала учиться самим. Но все же родители пытаются научить своих детей читать на материале азбуки или букваря. Самое главное здесь — не допускать грубых ошибок, которые потребовали бы переучивания. Самая частая ошибка родителей состоит в том, что с ребенком учат названия букв, а не звуки. Например, ша, а не ш, бэ, а не б и т. п. Это затрудняет слияние звуков при чтении слогов, в результате чего формируется побуквенное чтение. Вместо Ма-ша дети читают: Мэ-а — Ма, шэ-а — ша. Маша. В целом это услож­няет и удлиняет путь от послогового чтения к чтению целыми словами. Про­чтение же некоторых многосложных : слов остается совершенно непонятным ребенку. Такие слова разгадываются им как ребусы. Например, слово открытка читается как о-тэ-кэ-рэ-ы-тэ-кэ-а.
Не удивительно, что смысл слова или предложения при побуквенном чтении очень часто остается непонятым.
На первом этапе обучения чтению имеет смысл выучить группу звуков (их последовательность можно взять из азбуки или букваря), объяснить ре­бенку разницу между гласными (тя­нутся) и согласными (произносятся отрывисто) звуками. Затем нужно пока­зать, как из согласного и гласного зву­ков можно составлять слоги. Из выучен­ных букв — звуков (буквы пишутся, звуки произносятся) составляют 3—4 слога, например: ма, ра, ша, на. Тре­буйте от ребенка, чтобы он произносил первый звук до тех пор, пока не прочтет второй (м-м-м-а-а). Так формируется слияние звуков в слоги. На первых порах дети читают нараспев, выделяя гласные звуки и помогая себе тем самым сливать звуки в слоги и слоги в слова.
Ребенок должен самостоятельно найти определенные слоги среди дру­гих и прочитать их. Потом из знакомых слогов составляют несколько слов (рама, наша, мама и т. д.) и читают их несколько раз правильно по слогам. Затем добавляют несколько новых букв — звуков (гласных и согласных), составляют из них новые слоги и новые слова. Потом можно перейти к чтению закрытого слога (уж, ан) и сравнить открытый слог с закрытым, так как, не уяснив разницы между ними, ребенок будет допускать ошибки типа перестано­вок, читая слоги то слева направо, то справа налево.
Если самый первый этап обучения чтению прошел успешно, то ребенку бу­дет нетрудно перейти к чтению много­сложных слов и предложений. Прочи­тав новое слово, ребенок должен, не глядя в текст, повторить его и осознать, что оно значит. Иногда даже простые слова, прочитанные, скажем, с непра­вильным ударением, остаются не поня­тыми детьми.
При чтении ребенку могут встречать­ся и такие слова, которые не знакомы ему или значение которых забыто.
Таким образом, родители должны следить за тем, чтобы дети могли по­вторить и объяснить значение прочи­танного слова, а также смысл пред­ложения и текста в целом. У них должна выработаться привычка спрашивать у взрослых о значениях новых, непонят­ных слов и понятий. Потом из этого вырастет потребность обсудить с роди­телями прочитанную книгу, обратиться к словарям и справочникам.
Многие родители, едва научив ре­бенка читать, перестают сами читать ему книги. Они считают, что тем самым ребенок скорее приучится к самостоя­тельному чтению. Здесь необходимо напомнить, что интеллектуальное раз­витие детей к б—7 годам, их интересы и сведения об окружающем требуют чте­ния уже довольно сложных книг, а тех­ника чтения детей значительно отстает от этого уровня. Даже дети, начавшие читать с 5-летнего возраста, не могут читать столько, сколько нужно для удовлетворения любознательности. Ре­бенок затрачивает большое количество усилий на преодоление технических трудностей. При этом содержание книги ускользает от него, он быстро устает и может счесть книгу неинтересной. Чтение же книг родителями развивает мышление ребенка, дает ему новые образцы речи, расширяет словарный за­пас. Кроме того, ребенок учится эмо­циональному, выразительному чтению. Таким образом, в период обучения ре­бенка чтению в семье должны быть как книги с короткими рассказами и сказками, легко понятные ребенку и напечатанные крупными буквами, при­годные для самостоятельного чтения (лучше вслух!), так и более сложная детская литература, необходимая ре­бенку по возрасту. Ошибочно думать, что читать короткие, порой знакомые, рассказы и сказки детям 6—7 лет не­интересно. Самостоятельно прочитан­ная любимая с раннего детства сказка доставит ему радость.

 Теперь об обучении счету.

  К 6—7 годам ребенок обычно уже владеет не­которыми представлениями о числе, количестве и мере. К этому возрасту детьми усваивается прямой числовой ряд — у некоторых детей только до 10, у других — до 20, реже — до 100. Некоторые родители выучивают с деть­ми числовой ряд до 10 и обратно фак­тически наизусть. Часто он формирует­ся спонтанно, в процессе игры и выпол­нения практических действий. Для пра­вильного формирования числового ряда необходимо объяснить детям, что каж­дое число в числовом ряду больше пре­дыдущего на 1. Другими словами, на­до стараться отдифференцировать по­рядковые числительные (например, 5 в смысле «пятый по порядку в число­вом ряду») от количественных числи­тельных (например: 5 предметов).
Практически важно, чтобы ребенок умел считать от заданного числа до за­данного в прямом и обратном порядке (от 3 до 9, от 12 до 4), знал место каждого числа в числовом ряду. Необ­ходимо объяснить образование чисел второго десятка, так как ребенку бы­вает легче понять структуру числа 21, чем 12. При работе с числовым ря­дом желательно обратить внимание ре­бенка на соседние числа, так как, от­нимая от одного большого числа дру­гое (от 20—19), дошкольники часто ожидают получить также большое число. Только тщательно изучив числовой ряд, сравнив соседние числа и поняв двойст­венность числовых обозначений (поря­док и количество), они способны сде­лать правильный вывод.
При работе с числовым рядом сле­дует более подробно остановиться на втором десятке, объяснить принципы образования двузначных чисел и ввести ребенка в основы позиционной десятич­ной системы счисления. Если у ребенка возникают большие затруднения в овла­дении числовым рядом до 100 (тем бо­лее у детей, начинающих обучение с 6 лет), то следует ограничиться до шко­лы ориентировкой в двух десятках.
Простейшие вычислительные опе­рации в пределах одного десятка скла­дываются у детей 6—7 лет либо спонтан­но, в процессе игровой и практической деятельности, либо на занятиях в дет­ском саду. Их основной прием, как пра­вило, состоит в присчитывании или отсчитывании по 1, реже — по 2. Но устный счет, которому придается большое зна­чение в начальной школе, основан на групповом счете, т. е. на знании соста­ва числа.
Ознакомить ребенка с понятием «со­став числа» можно на наглядном при­мере. Для начала лучше взять неболь­шое число — 3 или 4. Ребенку предла­гают, например, разложить 3 палочки на 3 кучки. Очень скоро ребенок убедится, что возможны только 2 варианта: 1 и 2 или 2 и 1. Это и есть модель понятия «состав числа», т. е., чтобы получить чис­ло 3, надо к 1 прибавить 2 или к 2 при­бавить 1 (вариант 1+1+1 дети знают, так как решают его присчетом по 1). То же упражнение проделывается и с другими числами. Дети воспринимают эти занятия как веселую игру и подго­тавливаются к освоению состава числа в школе.
Старшие дошкольники легче (и с большим интересом) решают простую задачу, чем аналогичный числовой при­мер. Поэтому если решение примера 5+3 вызывает у них затруднение, то следует предложить задачу типа «У тебя было 5 конфет, мама дала еще 3. Сколько стало всего?» — и ответ сразу будет го­тов. В этом случае ребенок опирается на наглядные образы, на воображение, но действует он, тем не менее методом при­счета по 1. Хотя этот метод и помогает ребенку решать конкретные задачи, но при решении абстрактных примеров, где числа не имеют наименований, возмож­ности метода присчета ограниченны. Поэтому если ребенок не усвоит прин­ципа составления чисел, не будет знать таблицы сложения, он неминуемо столк­нется с большими трудностями, посколь­ку школьная программа по математике довольно сложная. Так первоклассники, решающие примеры в первом десятке путем присчета, становятся в тупик при решении примеров во втором десятке и в сотне. Кроме того, при волнении и спешке они допускают много ошибок и в простых примерах.
Несмотря на хорошую подготовку к школе в детских садах и активное учас­тие в ней родителей, уровень готовности первоклассников в принципе не может быть совершенно одинаковым. Кроме различий в интеллектуальной подготов­ке сказываются и индивидуально-типо­логические особенности детей. Одни чрезмерно ответственны, любое замеча­ние педагога принимают на свой счет, малейшее несоответствие своей работы с требованиями учителя воспринимают как трагедию. Другие же еще не осозна­ли всей серьезности школьного обуче­ния, проявляют беспечность, забывчи­вость. Некоторые дети очень напряже­ны на уроках и устают от этого, другие устают от постоянного переключения внимания на всё, что происходит в клас­се, — как важное, так и несуществен­ное. Но все дети — медлительные и бес­покойные, неуверенные и самоуверен­ные, возбудимые и заторможенные, от­ветственные и невнимательные — долж­ны научиться подчиняться единым тре­бованиям школы и школьной програм­мы. Как бы ни был внимателен педа­гог, он обучает детей в массовой школе и по массовой программе, т. е. обучает целый класс детей по программе, рас­считанной на среднего ученика соответ­ствующего возраста. Все, что возможно, учитель учтет при индивидуальном под­ходе к каждому ребенку, но основными задачами для него остаются воспитание целого коллектива и обучение целого класса.
Поэтому на первых этапах нового для ребенка периода школьной жизни особенно велика роль родителей, кото­рые должны помочь ему плавно и безболезненно адаптироваться к выполне­нию социальной роли ученика. Родите­ли ни в коей мере не должны торопиться с категорическими выводами, с порица­ниями после первых дней учебы. Жела­тельно каждый день расспрашивать ре­бенка о прошедших занятиях, о школь­ных событиях, о его мыслях и настрое­нии. Из этих бесед родители узнают, что ребенок понял, а что нет, что его огор­чило, что заинтересовало. В начале учеб­ного года первоклассники не записыва­ют домашние задания и им приходится запоминать многое из сказанного учи­телем. Если ребенок начнет рассказы­вать родителям о прошедших уроках, он непременно вспомнит, что ему нужно завтра принести в школу — осенние листья или, например, зеленый каран­даш. Первоклассники должны привык­нуть все делать осознанно. Ведь часто де­ти не помнят даже, что они ели на завтрак в школе, а выйдя за порог школы, начисто забывают о всех своих обязан­ностях. Введя за правило ежедневный подробный рассказ о школе, родители будут получать всю интересующую их информацию, а сам ребенок привыкнет к целенаправленному запоминанию то­го, что говорит учитель.
В настоящее время первоклассни­кам не ставят отметки в течение пер­вой учебной четверти. Этот период и должен использоваться педагогом и ро­дителями для урегулирования дисцип­линарных и организационных трудно­стей.

 
Категория: Психологическая помощь | Добавил: Olga (12.09.2013)
Просмотров: 699 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]