Главная » Статьи » Психологическая помощь

Как помочь ребенку в приготовлении уроков?

Родители, которые практически сразу предоставляют детям полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые оказы­вают детям чрезмерную опеку. Одни взрослые сразу заявляют первоклассни­ку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!» Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задано?» — и рас­крывают учебники и тетрадки. В пер­вом случае возникает обида на равноду­шие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором формируется безответственность, уверенность, что все будет сделано хорошо и без собствен­ных усилий.
Безусловный долг родителей состо­ит в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий. Сюда входит и организация рабочего места, и уточнение распорядка дня с тем, чтобы выделить на приготовление уроков необходимое время, и определение последо­вательности приготовления уроков. Кроме того, на первых порах дети делают много ошибок и помарок от неумения распределять внимание, от чрезмерно­го напряжения, быстрого утомления. Присутствуя при приготовлении перво­классником домашних заданий, родите­ли подбадривают его, объясняют, если ребенок что-то не понял или забыл, но не подменяют его деятельность своей. Конечно, нужно требовать, чтобы до­машнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требова­ния должны оставаться в пределах воз­можностей ребенка. Не правы те родите­ли, которые заставляют переписывать домашние задания по десять раз. До­бившись даже небольших успехов, мож­но закрепить их на следующий день. Рыв­ки же не приносят положительного эффекта.
Сегодня первоклассник со слезами на глазах перепишет работу десять раз, а завтра выполнит задание небрежно, так как родители были заняты и не прове­рили качество работы. Как следствие — ребенок может начать ловчить, учиты­вать занятость и настроение родителей, а собственной ответственности у него так и не сформируется.
Но постепенно ребенку будет требо­ваться все меньше времени для организации занятий. Поэтому прямое участие в выполнении уроков можно будет заменить своим присутствием. В этом слу­чае родители могут ограничиться только контролем качества выполнения зада­ний. Неизменными остаются лишь ин­терес и внимание к жизни первокласс­ника, умение радоваться его успехам, а при первом появлении трудностей в учебе или общении вы, конечно, должны помочь ему.
Большое волнение испытывает пер­воклассник, когда ему начинают ставить оценки. Приятно, когда это стабильно высокие оценки. Но нельзя допустить, чтобы ребенок на этом основании почув­ствовал свое превосходство перед дру­гими, чтобы, расспрашивая детей об их оценках, хвастался своими, дружил только с теми, кто хорошо учится. Сле­дует опасаться, чтобы мотивы познава­тельной деятельности не подменились мотивами получения высоких оценок лю­бой ценой и любыми средствами. Оцен­ка не должна стать самоцелью, она лишь венчает хорошую, добросовестную ра­боту.
Если оценки на первых порах недо­статочно высоки, нужно разобраться в причинах такого положения дел. Медли­тельность, невнимательность и неаккуратность являются частыми причинами первых неудач ребенка. Часто у детей возникают трудности с выполнением письменных работ. Последовательные, доброжелательные занятия дома помо­гут исправить положение: ускорить темп деятельности, усилить концентрацию внимания, улучшить почерк. Обязатель­но должно быть отмечено старание ре­бенка и высказана уверенность, что уче­ба скоро наладится.
В тех случаях, когда ребенок испы­тывает стабильные трудности в тече­ние достаточно длительного времени и советы учителя не помогают улучшить положение, рекомендуем обратиться за помощью в психологическую или меди­ко-педагогическую консультацию.
Специалисты вместе с родителями помогут ребенку преодолеть трудности начального этапа обучения так, чтобы отрицательно не повлиять на его харак­тер и не подорвать здоровье. Доброже­лательное отношение взрослых дает возможность первокласснику не пасть духом.
А теперь конкретно рассмотрим, что следует и чего не следует делать родителям при совместном приготовлении уроков, как приучить ребенка к выполнению домашних заданий.
Проверьте, правильно ли организо­вано рабочее место ребенка. Оно долж­но быть достаточно освещено. Источник света должен находиться спереди и сле­ва, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки. Во время приготов­ления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов.
Приступить к выполнению домаш­него задания лучше всего через час-полтора после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр с товарища­ми. Речь идет о ребенке, не посещающем группу продленного дня. Дети, посещаю­щие ее, выполняют домашние задания там. Дома они должны отдохнуть, раз­влечься, пообщаться с родителями и друзьями. Если ребенок занят какими-либо другими важными делами (напри­мер, посещает кружок или спит после обеда, что для младшего школьника очень полезно), то, конечно, можно са­диться за уроки и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер. Детям, занимающимся во вторую смену, лучше всего делать домашние задания утром.
Родители часто требуют, чтобы ре­бенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно. Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15—20 ми­нут, к концу начальной школы оно мо­жет доходить до 30—40 минут. Переры­вы не должны быть длительными — до­статочно 5 минут, если они заполнены интенсивными физическими нагрузками. Можно в эти 5 минут поиграть с ребен­ком в мяч. Если дома есть спортивный комплекс, ребенок может полазать по канату и несколько раз подтянуться на турнике. Если всего этого нет, можно по­прыгать через скакалку, сделать не­сколько приседаний, наклонов.
Когда советуешь родителям не пере­утомлять младшего школьника слишком долгими непрерывными занятиями, не­редко слышишь в ответ: «В школе же он может высиживать 45 минут!» Но не за­бывайте: сегодня он уже отсидел 4 уро­ка. Именно из-за этого его работоспо­собность теперь снизилась.
Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных домашних заданий, кроме тех, которые дали в школе. Не застав­ляйте переделывать плохо выполненную классную работу. Можно предложить проверить ее и поправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выпол­нение уже сделанного (пусть и с ошиб­ками) задания воспринимается как бес­смысленное, скучное дело. Оно отби­вает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.
С 6-летними школьниками вообще не следует проводить дома никаких учебных занятий. По специальному распо­ряжению Министерства просвещения РСФСР им не задаются домашние за­дания. Это вызвано повышенной утомляемостью 6-летних детей. Если кро­ме школьных занятий у них будут еще и домашние, то может наступить нервное переутомление, серьезно вредящее здоровью детей и резко снижающее их школьные успехи. С шестилетками дома надо заниматься так же, как с дошкольниками: играть, рисовать, лепить, конст­руировать.
Но вернемся к ребятам постарше.
Первое, что требуется от родите­лей, — это приучить сына или дочь во­время садиться за уроки. Подсказать, что пришло время сделать перерыв. За­тем — что надо его кончить.
Если у ребенка есть четкий распоря­док дня, то напомнить о том, что пора приниматься за работу, вам придется не­долго — первые 2—3 месяца. Правда, это «удовольствие» может быть растяну­то на годы. Случается, что даже пяти­классник не начинает выполнять домаш­нее задание без напоминания.
Но вот ребенок сел за стол, достал тетрадь. Если это первоклассник, то ма­ме или папе нужно быть около него. Надо следить, чтобы он не отвлекался, не начинал посреди работы что-то рисо­вать на случайно подвернувшейся бу­мажке. Он должен сразу же привыкать работать не отвлекаясь. А раз не должно быть отвлечений, то и родительские за­мечания нужно свести к минимуму. Вер­нуть внимание ребенка к работе можно жестом, кивком головы, негромким на­поминанием: «Пиши, пиши», удивлен­ным вопросом: «Почему же ты не реша­ешь?» Нотации, пространные рассужде­ния, раздраженные восклицания недо­пустимы: они только дополнительно от­влекают ребенка от работы.
Иногда нужно напомнить начинаю­щему ученику, чтобы он не писал на по­лях, чтобы, переходя к новому примеру, пропускал требуемое число клеток. Если он ошибся, не спешите возмущаться:
«О чем ты только думаешь?!» Лучше по окончании работы помогите найти и исправить ошибки. В отдельных случаях, если ребенок не понял задачи, которую объясняли на уроке, повторите объясне­ние дома. Но, конечно, нельзя за ребен­ка решать задачу, проводить вычисле­ния.
Постепенно нужно снижать степень контроля: сидеть рядом с ребенком не в течение всего времени выполнения им домашнего задания, а только первые несколько минут, пока он достанет все, что нужно, из портфеля. Потом можно подойти к нему еще пару раз: постоять рядом несколько минут и снова отойти.
К концу начальной школы ребенок дол­жен научиться делать уроки самостоятельно, показывая родителям только готовый результат.
Существуют специальные приемы, направленные на формирование у ребен­ка внимания, самоконтроля. Один из них — обучение проверке решения. Оно начинается с того, что взрослый пишет столбик примеров, в которых ребенок должен найти ошибки. При этом ошибоч­ные ответы чередуются с правильными. Например, так: 2+3=5; 4—2=2; 5—3=3; 4+2=6; 5+2=7; 7+2=8.
Для проверки ребенку дают красный карандаш. Против верных ответов он ставит плюсы, а неверные зачеркивает, надписывая нужное число сверху.
На втором этапе занятий ребенок сам пишет несколько примеров так, что­бы одни были правильны, другие — нет. Листок откладывается на 2—3 дня (что­бы забылись написанные примеры), за­тем проверяются так же, как раньше про­верялось задание, подготовленное роди­телями. Все эти занятия проводятся в форме игры «в учителя».
Когда ребенок научится быстро и точно проверять примеры (написанные как родителями, так и им самим), нуж­но побудить его применять выработан­ный навык по отношению к школьным заданиям.
«Ты ведь так хорошо умеешь все про­верять, а в домашнем задании сделал целых две ошибки и ни  одной не испра­вил. Ну-ка, скорее всё проверь!» Это го­ворится весело, без раздражения и недо­вольства. Ребенок должен знать: его ошибки вас не разозлили, а удивили. Ведь действительно странно — уметь проводить проверку, но не пользоваться этим умением! Увы, такая «странность» для младших школьников очень типична. О необходимости самопроверки ребенку придется напомнить не раз и не два. И лишь когда она войдет в привычку, когда она станет постоянной, можно будет прекратить напоминания.
И еще одно предупреждение. Ни­когда не ругайте сына или дочь за исправления, даже если от них в тетради получается «грязь». Самоисправления — это первая форма самоконтроля. Они должны всячески поощряться.
Работа по обучению самопроверке может проводиться и применительно к русскому языку. В этом случае взрос­лый пишет несколько фраз (не более двух-трех строчек), содержащих раз­личные ошибки. Желательно, чтобы это были такие же ошибки, какие часто встречаются у вашего ребенка. Можно написать или переписать фразы из кни­ги, чтобы для нахождения ошибки необ­ходимо было сверить оба текста. Ска­жем, в книге написано: «Под елью си­дел заяц», а вы пишете: «Под елкой си­дел заяц».
Дальнейшая работа проводится так же, как и по математике. Не бойтесь, что ошибка, нарочно сделанная ребен­ком для последующего исправления, окажется «тренировкой в неграмотно­сти», войдет в привычку. Напротив, та­кая ошибка обычно никогда не возникает вновь, даже если раньше она была час­той.
Домашние занятия с ребенком по­могут ему в учебе. И все же иногда случается, что ребенок все равно приносит плохие отметки. Отдельные «двойки» и «тройки» — явление, знакомое почти всем родителям. Как вести себя, если дочь получила «тройку»? Что делать, если в тетради у сына обнаружилась «двойка»?
Прежде всего, отнеситесь к этому спокойно. Разберитесь, в чем дело. Мо­жет быть, ребенок забыл выполнить до­машнее задание? Тогда надо доброже­лательно спросить: «Ты ведь будешь теперь внимательнее следить за тем, что задано, правда?» Но целиком пола­гаться на сознательность начинающего ученика не стоит. Неплохо было бы в те­чение нескольких дней, а возможно и дольше, самим родителям последить за тем, все ли уроки сделаны.
Может быть, ребенком плохо усвоен учебный материал. Тогда придется дополнительно позаниматься с ним, объ­яснить то, что осталось непонятным.
«Двойки» или «единицы», поставлен­ные за неряшливость, «грязь» в тетра­ди, — серьезное наказание для ребен­ка (даже если сын не подает вида, что расстроен). Родителям достаточно вы­сказать огорчение и выразить надежду на то, что в дальнейшем ребенок будет писать аккуратнее. Никаких дополни­тельных наказаний применять не надо.
А бывает, что ребенок получает низ­кие отметки за устные ответы (иногда и за контрольные работы), хотя знает материал, выучил все уроки. Хорошо от­ветить ему мешает волнение, возникаю­щее каждый раз, когда учительница вызывает его к доске. Такого ребенка надо ободрить, внушить ему веру в свои силы. О плохих отметках не следует го­ворить вовсе. Если беспокойство, волне­ние ребенка было очень велико, то сле­дует посоветоваться с врачом-невропа­тологом: иногда это признак начинаю­щегося невроза.
Случаются и просто ошибочные от­метки. Учительница могла не разобрать ответа, неправильно понять вашего ре­бенка. Это не особенно приятно, но ни­чего страшного в этом нет. Подобные случаи не нужно обсуждать. Лучше все­го сказать: «Я, так же как и ты, не знаю, за что Нина Петровна поставила тебе двойку. Если на родительском собрании она это объяснит, то я тебе расскажу. Тогда мы подумаем, как сделать, чтобы это не повторялось». В дальнейшем на­до «забыть» об этом случае и больше о нем не вспоминать. Объяснять ребенку, что учительница ошиблась, не стоит. Для младшего школьника учительни­ца — безусловный авторитет. Если она ошибается, то, следовательно, всё проис­ходящее в школе может оказаться оши­бочным. Именно сомнения в действиях учителя вызывают у многих детей охлаж­дение к школе.
Так же как не следует делать траге­дии из «двойки», не надо и слишком восторгаться «пятерками». Ребенок ходит в школу не за «пятерками», а за знаниями. Только в них смысл и цель учения. От­метки не плата за выполненную работу. Это вехи, указывающие, какой участок пути пройден благополучно, а где оста­лись недоработки.
Чрезмерное увлечение родителей отметками приводит к тому, что и у де­тей появляется так называемая отме­точная психология. Ее девиз: «Пятер­ка — любой ценой!» В ход идет выпрашивание: «Не ставьте мне, пожалуйста, тройку. Я завтра все выучу и расскажу». Вместо вдумчивого, творческого отношения к учебному материалу начинается зубрежка, списывание, подгонка под от­вет. Бывает, что подделываются отмет­ки в дневнике. Короче говоря, послед­ствия самые печальные.
В заключение мы остановимся на одной из самых распространенных ро­дительских жалоб: «Мой ребенок не лю­бит учиться». Чаще всего она появляет­ся к концу начальной школы (а впослед­ствии остается и в средней школе). При­нимать меры надо быстро: приближается сложный подростковый возраст. При­вить любовь к школе подростку будет труднее, чем младшему школьнику.
Психолог не может давать готовых рецептов. Только сами родители, по­дробно проанализировав сложившуюся ситуацию, смогут понять, чем вызвано нежелание учиться. Не сложились отно­шения с учительницей? Может быть, вы сами подорвали ее авторитет в гла­зах ребенка некоторыми неосторожны­ми замечаниями? Придется срочно его восстанавливать, даже если что-то в применяемых методах воспитания вас не устраивает.
Возможно, сказался частый неуспех. Школа в сознании ребенка связалась с отрицательными переживаниями: то его ругает учительница за невниматель­ность, то родители — за полученные тройки. Выход один: перестать замечать неудачи, сосредоточить все внимание на тех школьных достижениях, которые есть. Пусть они невелики, но вовсе не быть их не может. Один ребенок хорошо поет, им довольна учительница музыки. Вот на это и надо обращать внимание, сделать предметом частых обсуждений. Другой хорошо занимается по физкуль­туре. Это тоже может стать постоянным поводом для похвалы. У третьего хоро­шо идет рисование. Почему же не сделать центром домашних разговоров именно этот предмет? Итак, родителям нужно начать интересоваться не промахами, а успехами своего ребенка.
Но школа — это не только уроки. Ей придают привлекательность и круж­ки, секции. К сожалению, когда ребе­нок неважно учится, родители порой ре­шают: «Нечего ему тратить время на дополнительные занятия. Пусть лучше побольше сидит над домашними зада­ниями». Детская жизнь обедняется, не используется один из важных рычагов воспитания положительного отношения к школе.
Подчас подлинной причиной роди­тельских тревог оказываются трудности в общении со сверстниками. Это частый источник напряженности в отношении ребят к школе. Приятно ли каждый день приходить в класс, где у тебя нет ни од­ного настоящего друга? Еще хуже — где тебя постоянно дразнят (а бывает и так).
Ну что ж, положение и в этом случае не безвыходное. Почаще приглашайте одноклассников ребенка к себе домой (только не весь класс сразу, а неболь­шие группы, по 2—3 человека). Устраи­вайте совместные интересные игры, развлечения. Это сближает детей, по­рождает у них симпатию друг к другу. Когда увидите, с кем у вашего сына или дочери лучше налаживается контакт, по­старайтесь познакомиться семьями, чтобы взаимные визиты стали регулярными. Рано или поздно ваши усилия обязательно приведут к успеху.
Категория: Психологическая помощь | Добавил: Olga (12.09.2013)
Просмотров: 1532 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 3
3 polikarpova  
1
Статья о том, что такое "здоровая школьная жизнь". Спасибо!

2 Ирина  
1
Да, действительно, статья очень полезная и своевременная. Хотелось бы все рекомендации этой статьи грамотно прменять на практике. Будем учиться!!!

1 Даша  
0
Очень  полезная статья для родителей, которые в самом начале учебного пути должна научиться правильно "вести себя" ,как правильно помогать но  и не переопекать, что очень поможет в правильном становлении учебного процесса  их чад-первоклассников

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]