Главная » Статьи » Психологическая помощь |
Упражнения для развития произвольности. К ним относят движения, которые осуществляются по
словесной команде и должны быть осмыслены, «перекодированы» ребенком. В
процессе занятий степень произвольности может быть различной. Оптимальным для
развития произвольности являются подробные инструкций, подразумевающие
постепенное формирование у ребенка способности к построению собственной
программы. Упражнения по визуализации. Они способствуют воссозданию
зрительных, слуховых, знаковых, осязательных, обонятельных и других образов.
Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает
мозолистое тело. Упражнения могут выполняться с закрытыми глазами. Упражнения для релаксации (снятие напряжения). Они проводятся как в начале занятия — с целью настройки, так и в конце
— с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют
расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются
единым процессом. А.Л. Сиротюк отмечает, что воздействие только на двигательную функцию
дает свой эффект и на уровне эмоциональной и интеллектуальной сфер, — его
называют «эффектом ненаправленной коррекции», — что в очередной раз говорит о
базовом значении моторного развития для созревания других психических функций.
Описанные упражнения выполняют комплексную функцию в развитии ребенка, они не
только повышают потенциальный энергетический уровень, но и обогащают знание
ребенка о собственном теле, развивают внимание, интеллект, мышление, память,
произвольность, успокаивают и уравновешивают психику. Для
иллюстрации двигательных методов коррекции учебных навыков приведем фрагмент
программы А.Л. Сиротюк по формированию нейропсихологического пространства
проблемного ребенка. (Вся
программа состоит из 24 занятий и заключительной эстафеты. При двух занятиях в
неделю цикл рассчитан на три месяца.) Время занятия 50—60 минут. Оптимальное число участников группы 8—10
человек; возраст — 6—9 лет. Возможности компенсации когнитивных и поведенческих нарушений
существенно повышаются при активном участии родителей в формирующей работе. Структура
занятия: *
растяжка — 5-6 минут; *
дыхательные упражнения — 4—5 минут; *
глазодвигательные упражнения — 4—5 минут; *
телесные упражнения — 15 минут; *
упражнения для развития мелкой моторики рук — 10 минут; *
упражнения для релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы —
10-15 минут. Упражнения «Яйцо» и «Тоннель» являются аналогией рождения. Они могут
выполняться на нескольких первых занятиях для активизации работы стволовых структур
мозга. Наибольший эффект достигается при выполнении упражнения «Яйцо»
ребенком с мамой. Дальнейшее усложнение упражнений соответствует стадиям
онтогенеза ребенка. Упражнения
1-3 выполняются в положении лежа на спине или животе; упражнения 4-6 — в
положении сидя; упражнения
7-19— ползая на животе, на спине или на четвереньках; упражнения 20-24 — стоя. 1-е
занятие «Яйцо». Предложите ребенку сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить
их руками, голову спрятать в колени. Пусть представит себя цыпленком, который
будет вылупляться из яйца. Инструктор (мама) садится сзади ребенка, обхватывает
его руками и ногами, изображая скорлупу, и предлагает цыпленку вылупляться. «Тоннель».
Детям предлагается встать на четвереньки боком друг к другу, изображая тоннель.
Каждый ребенок проползает по «тоннелю», достраивая его в конце. Можно построить
тоннель из стульев. Растяжка «Струночка». Упражнение выполняется лежа на
спине. Ребенку нужно почувствовать пол головой, шеей, спиной, плечами, руками,
ягодицами и ногами, а затем описать свои ощущения. Пол может быть твердым,
жестким, мягким, холодным или теплым, гладким или шершавым, ровным или
бугристым и т. д. Затем инструктор берет одну руку ребенка и немного
растягивает (другая рука лежит расслабленно), затем другую руку. После этого
ребенок выполняет растяжки рук самостоятельно. Аналогично поочередно
растягиваются ноги. Далее ребенку предлагается представить себя сильно
натянутой струной и растягивать тело, потягиваясь сначала двумя руками, двумя
ногами, затем — правой (рука, бок, нога) и левой стороной тела (линейные
растяжки). Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться. Растяжка «Кобра». Исходная позиция — лежа на животе,
руки согнуть в локтях, ладонями упереться в пол на уровне плеч. Детям предлагается
представить себя в виде кобры: медленно
поднять голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот; •
приподнять верхнюю часть туловища, прогнуть спину, ягодицы и ноги при этом
должны быть расслаблены; •
вернуться в исходное положение и расслабиться, не задерживая дыхания. Дыхательные упражнения. Исходная позиция — лежа на спине. Вдох. Детям
предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе
воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза
(задержка дыхания). Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее.
Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух. Глазодвигательные упражнения. Исходная позиция — лежа на спине. Голова
фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений
глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем
вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Глаза
сначала смотрят на расстояние вытянутой руки, затем на расстояние локтя и, наконец,
ближе к переносице. Упражнение совершается в медленном темпе (от 3 до 7
секунд) с фиксацией в крайних положениях на время, равное предшествующему
движению глаз. При глазодвигательных упражнениях для привлечения внимания
ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие
игрушки и др. В начале освоения этих упражнений ребенок следит за предметом,
перемещаемым взрослым, а затем передвигает его самостоятельно, держа сначала
в правой, затем в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в
поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить
дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не
станет устойчивым. Телесные упражнения. Исходная позиция — лежа на спине. «Велосипед». Ребенок имитирует ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем
противоположного колена; потом — другого колена; затем снова противоположного. Отработка согласованных движений головы, туловища, глаз, языка, рук и
ног. —
Фиксированы позиции головы и туловища. Выполняются одновременные движения
глаз, языка, рук и ног: вверх вниз, вправо, влево, сведение к центру (конвергенция
глаз, сжатые челюсти, перекрест рук и перекрест ног). —
Фиксированы глаза (взгляд прямо перед собой) и туловище. Выполняются
одновременные движения головы, языка, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево,
сведение к центру (голова прямо, сжатые челюсти, перекрест рук и перекрест
ног). —
Фиксированы туловище и язык — язык высовывается с напряжением вперед и
удерживается в этом положении. Выполняются одновременные движения головы, глаз,
рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (голова прямо,
конвергенция глаз, перекрест рук и перекрест ног). Упражнения для развития мелкой моторики рук. Исходная позиция — сидя на
полу. «Колечко». Поочередно
и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим
пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в
прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к
указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой
отдельно, затем вместе.
| |
Просмотров: 2534 | |
Всего комментариев: 0 | |