Главная » Статьи » Психологическая помощь

Физические упражнения для развития произвольности.

Упражнения для развития произвольности.

            К ним от­носят движения, которые осуществляются по словесной команде и должны быть осмыслены, «перекодированы» ребенком. В процессе занятий степень произвольности мо­жет быть различной. Оптимальным для развития произ­вольности являются подробные инструкций, подразумева­ющие постепенное формирование у ребенка способности к построению собственной программы.

Упражнения по визуализации.

 Они способствуют вос­созданию зрительных, слуховых, знаковых, осязательных, обонятельных и других образов. Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно раз­вивает мозолистое тело. Упражнения могут выполняться с закрытыми глазами.

Упражнения для релаксации (снятие напряжения).

Они проводятся как в начале занятия — с целью настройки, так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, са­монаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.

А.Л. Сиротюк отмечает, что воздействие только на дви­гательную функцию дает свой эффект и на уровне эмоцио­нальной и интеллектуальной сфер, — его называют «эф­фектом ненаправленной коррекции», — что в очередной раз говорит о базовом значении моторного развития для созревания других психических функций. Описанные уп­ражнения выполняют комплексную функцию в развитии ребенка, они не только повышают потенциальный энерге­тический уровень, но и обогащают знание ребенка о соб­ственном теле, развивают внимание, интеллект, мышле­ние, память, произвольность, успокаивают и уравновеши­вают психику.

Для иллюстрации двигательных методов коррекции учебных навыков приведем фрагмент программы А.Л. Си­ротюк по формированию нейропсихологического простран­ства проблемного ребенка.

(Вся программа состоит из 24 занятий и заключитель­ной эстафеты. При двух занятиях в неделю цикл рассчи­тан на три месяца.)

Время занятия 50—60 минут. Оптимальное число учас­тников группы 8—10 человек; возраст — 6—9 лет.

Возможности компенсации когнитивных и поведенчес­ких нарушений существенно повышаются при активном участии родителей в формирующей работе.

Структура занятия:

* растяжка — 5-6 минут;

* дыхательные упражнения — 4—5 минут;

* глазодвигательные упражнения — 4—5 минут;

* телесные упражнения — 15 минут;

* упражнения для развития мелкой моторики рук — 10 минут;

* упражнения для релаксации, развития коммуника­тивной и когнитивной сферы — 10-15 минут.

Упражнения «Яйцо» и «Тоннель» являются аналогией рождения. Они могут выполняться на нескольких первых занятиях для активизации работы стволовых структур моз­га. Наибольший эффект достигается при выполнении уп­ражнения «Яйцо» ребенком с мамой. Дальнейшее усложне­ние упражнений соответствует стадиям онтогенеза ребенка.

Упражнения 1-3 выполняются в положении лежа на спине или животе; упражнения 4-6 — в положении сидя;

упражнения 7-19— ползая на животе, на спине или на четвереньках; упражнения 20-24 — стоя.

1-е занятие

«Яйцо». Предложите ребенку сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Пусть представит себя цыпленком, который будет вылупляться из яйца. Инструктор (мама) садится сзади ребенка, обхватывает его руками и ногами, изображая скор­лупу, и предлагает цыпленку вылупляться.

«Тоннель». Детям предлагается встать на четвереньки боком друг к другу, изображая тоннель. Каждый ребенок проползает по «тоннелю», достраивая его в конце. Можно построить тоннель из стульев.

Растяжка «Струночка». Упражнение выполняется лежа на спине. Ребенку нужно почувствовать пол головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, а затем описать свои ощущения. Пол может быть твердым, жестким, мягким, холодным или теплым, гладким или шершавым, ровным или бугристым и т. д. Затем инструк­тор берет одну руку ребенка и немного растягивает (другая рука лежит расслабленно), затем другую руку. После этого ребенок выполняет растяжки рук самостоятельно. Анало­гично поочередно растягиваются ноги. Далее ребенку предлагается представить себя сильно натянутой струной и ра­стягивать тело, потягиваясь сначала двумя руками, двумя ногами, затем — правой (рука, бок, нога) и левой стороной тела (линейные растяжки). Спина при этом не должна на­прягаться и выгибаться.

Растяжка «Кобра». Исходная позиция — лежа на живо­те, руки согнуть в локтях, ладонями упереться в пол на уров­не плеч. Детям предлагается представить себя в виде кобры:  медленно поднять голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот;

• приподнять верхнюю часть туловища, прогнуть спину, ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены;

• вернуться в исходное положение и расслабиться, не задерживая дыхания.

Дыхательные упражнения. Исходная позиция — лежа на спине. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо ме­нять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Детям предла­гается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

Глазодвигательные упражнения. Исходная позиция — лежа на спине. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по че­тырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Глаза сначала смотрят на расстояние вытя­нутой руки, затем на расстояние локтя и, наконец, ближе к переносице. Упражнение совершается в медленном тем­пе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях на время, равное предшествующему движению глаз. При глазодвигательных упражнениях для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яр­кие предметы, маленькие игрушки и др. В начале освое­ния этих упражнений ребенок следит за предметом, пере­мещаемым взрослым, а затем передвигает его самостоя­тельно, держа сначала в правой, затем в левой руке, а за­тем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следу­ет уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

Телесные упражнения. Исходная позиция — лежа на спине.

«Велосипед». Ребенок имитирует ногами езду на велоси­педе, касаясь при этом локтем противоположного колена; потом — другого колена; затем снова противоположного.

Отработка согласованных движений головы, туловища, глаз, языка, рук и ног.

— Фиксированы позиции головы и туловища. Выпол­няются одновременные движения глаз, языка, рук и ног: вверх вниз, вправо, влево, сведение к центру (конверген­ция глаз, сжатые челюсти, перекрест рук и перекрест ног).

— Фиксированы глаза (взгляд прямо перед собой) и туловище. Выполняются одновременные движения голо­вы, языка, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (голова прямо, сжатые челюсти, перекрест рук и перекрест ног).

— Фиксированы туловище и язык — язык высовывается с напряжением вперед и удерживается в этом положении. Выполняются одновременные движения головы, глаз, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (голова прямо, конвергенция глаз, перекрест рук и перекрест ног).

Упражнения для развития мелкой моторики рук. Ис­ходная позиция — сидя на полу.

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим паль­цем последовательно указательный, средний и т.д. Упраж­нение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному паль­цу) порядке. Вначале методика выполняется каждой ру­кой отдельно, затем вместе.

 

Категория: Психологическая помощь | Добавил: Olga (06.11.2013)
Просмотров: 2534 | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]