Главная » Статьи » Мои статьи

О детях с гипокинетическим синдромом

Такие медлительные!

Всем понятно, что особое беспокойство родите­лей и педагогов вызывают шустрые и непоседли­вые дети: дома от них одно беспокойство, в клас­се они постоянно вертятся, нарушают порядок, мешают работать другим.

А рядом с ними — дети, поведение которых не внушает никому особой тревоги. Эти дети спо­койны, на уроках никогда не шумят, не тянут руку выше всех. Их не видно и не слышно: сидят себе тихо на последней парте. У доски они тихие и робкие, за классом успевают не всегда, но, даже отстав, не пытаются обратить на себя внимание. Не спешите записывать их в нерадивые или в не­далекие: возможно, мы имеем дело с так называе­мым гипокинетическим синдромом нарушения активности внимания и поведения. Термин «гипокинезия», напомним, происходит от греческих слов «гипо» (понижение, уменьшение, недоста­точность) и «кинезиз» (движение).

Дети-гипокинетики отличаются от обычных детей с первых месяцев жизни. Еще младенцами они удивительно спокойны. Редко и негромко плачут, не капризничают, очень привязываются к мамам, бабушкам и няням, не обретают привыч­ки скандалить и громко кричать. Правда, они не очень любят ходить в детский сад и с трудом при­учаются к тамошним порядкам; зато потом, прой­дя период адаптации, привязываются к воспита­телям и нянечкам, помогают им, становятся лю­бимцами. Тихие и спокойные, они молчком, мед­ленно, но очень тщательно выполняют все пору­чения взрослых. Естественно, им пророчат легкую и бесконфликтную школьную жизнь.

И вот идет такой ребенок в школу. В первые месяцы учебы он осваивает знания несколько мед­леннее остальных. Чем дальше, тем больше отста­ет он от одноклассников, которые и читать, и счи­тать, и писать начинают всё быстрее и быстрее. А темп его работы так и остается медленным. На уроках он не успевает усвоить рассказанное учи­телем и записать домашнее задание. А вот дома под неусыпным маминым контролем потихонь­ку выполняет домашние задания правильно. Иног­да учитель может заподозрить, что ребенок рабо­тал не сам, что всё вместо него делали родители. Может возникнуть конфликт: ребенка упрекают в рассеянности и нерадивости, считают, что он отвлекается и именно поэтому не успевает выпол­нять задания, которые даются в ходе урока. А ви­ной всему — гипокинетический синдром...

На приеме у невропатолога мама рассказы­вает, что ее сын был удивительно удобным ребен­ком до школы: «Он никогда ничего не требовал:ни особого внимания, ни новых игрушек, ни того, чтобы с ним сходили в кино. Даже гулять особо не просился: пока я сама его не выведу, сидит в  своем уголке и играет. Хорошо складывал пазлы,  мог часами собирать «Лего», когда появился ком­пьютер, заинтересовался им. Я никогда не слыша­ла, чтобы он кричал или шалил. И еще он практи­чески не болел. Словом, удобный и спокойный ма­лыш. И школу ему выбрали самую прогрессивную, учительница молодая и активная. А он ничего не успевает. Получает одни двойки, не хочет ходить в школу. После Нового года стал болеть так часто, что в третьей четверти практически не учился...»

Дети с гипокинетическим синдромом даже внешне отличаются от остальных: они спокойны  и несуетны, у них хороший аппетит и зачастую  лишний вес. Моторное развитие отстает от возрастной нормы: младенцы позже переворачива­ются на живот, позже начинают ходить, неуклю­же ползают, неловко бегают. Наверное, поэтому, став школьниками, они избегают занятий в спортивных сек­циях, используют любые поводы для того, чтобы получить освобождение от уроков физкультуры. Зато неторопливая и скрупулезная работа — их конек.

В нейрофизиологии таких де­тей процессы торможения преобла­дают над процессами возбуждения. Этих ребят трудно «раскачать», но, набрав определенный запас прочности, они, как правило, хорошо, пусть и медленно, усваивают материал. Главное — вовремя заподозрить и диагностировать гипокинетический синдром.

В этом могут помочь врачи-не­врологи и психологи. Причиной раз­вития синдрома могут стать небла­гоприятное течение беременности или родов, длительное внутриутробное кислородное голодание (гипок­сия), различные травмы во время ро­дов, вирусные или бактериальные инфекции нервной системы, в том  числе и перенесенные внутриутробно.

Малая подвижность и некоторое отставание в моторном развитии ребенка на первом году жиз­ни сразу должны насторожить родителей и педиатра с неврологом. Зачастую пониженную физи­ческую активность малыша связывают с тем, что он ленится, что он чересчур спокоен. Но даже са­мый спокойный малыш должен вовремя сесть, по­ползти и начать ходить. Любой здоровый ребенок любопытен, его привлекают новые люди и игрушки. Ребенок раннего возраста обязательно должен шалить, задавать бесконечные вопросы и тормо­шить окружающих. Отсутствие такой активности явно свидетельствует о том, что малыш развива­ется не вполне правильно и его пора показать опытному врачу, посоветоваться с психологом.

Маленькие гипокинетики, привыкая к окру­жающим их людям и предметам, плохо переносят смену обстановки. Это для них большой стресс. Тяжелым испытанием для ребенка может стать на­чало посещения детского сада, школы, переезд в другой город или на другую квартиру, смена шко­лы, класса. Резкие перемены выбивают ребенка из привычного, удобного для него ритма жизни. К новым условиям нужно привыкать, а это для гипокинетика очень трудно.

И учительницу для маленького гипокинетика желательно найти не молодую и «продвинутую», а желательно спокойную и даже немного флегматичную. И обязательно поставить ее в известность, с какими трудностями сталкивается ребенок, рассказать о его гипокинетическом синдроме. Опытная учительница обязательно найдет возможность дать ребенку больше вре­мени на выполнение классного задания. Может быть, позволит ему дописать задание после уро­ков или какую-то его часть добавит к заданию на дом, чтобы он мог усвоить материал не торопясь, в спокойной обстановке, возможно, с помощью родителей.

Нелегко придется ребенку в средней школе: появятся новые учителя, к каждому из которых нужно привыкнуть. И тогда особенно важно будет, чтобы дома у ребенка царила спокойная, добро­желательная обстановка.

Вообще, гипокинетики (как и дети с гиперкинетическим синдромом) отличаются очень низкой само­оценкой. Им кажется, что они всё делают не так, что другие это видят и могут поднять их на смех, — большое испытание для неокрепшего са­молюбия!

Нужно отметить, что гипокинетики, как пра­вило, отличаются высоким интеллектом. Они много читают, прочно усваивают материал. Им только тяжело сразу сосредоточиться и, когда тре­буется, воспроизвести этот материал. Среди них бывают просто энциклопедически начитанные дети. Спокойный нрав и неконфликтность наших героев делают их неформальными лидерами — к их помощи для решения важных споров прибегают даже намного более старшие дети.

А какие они друзья! Верность в дружбе (а поз­же и в любви) — это их сильная сторона. Но и ахиллесова пята: искренние и верные сами, они тяжело переносят измены. Разрыв с близкими людьми (или вынужденное расставание с ними — скажем, при переезде, при смене школы) может стать для ребенка настоящей трагедией. Очень важно, чтобы в это время он мог ощутить поддер­жку родителей.

В школе такой ребенок обычно выбирает себе один-два любимых предмета. Их он знает лучше, чем одноклассники, хотя порой стесняет­ся это показать. В таком случае хорошо поручить ему, скажем, подготовить доклад или сообщение по какой-то теме. Речь может идти и о подготовке викторин, тематических вечеров, стенгазеты — словом, обо всем, что можно делать спокойно, не торопясь, без суеты и страха не успеть вовремя. Ребенок, как правило, подходит к поручениям очень серьезно и выполняет их с блеском. Давая ребенку поручение, покажите ему, что в успехе вы не сомневаетесь. Маленький гипокинетик оценит это как признание его знаний и дос­тоинств.

Но пока ребенок только начи­нает свой школьный путь, особенно важно не отвратить его от школы. Постоянные сомнения в том, что он не успеет выполнить заданное, при­водит его к хронической неуверен­ности в себе. Уже ложась спать, он ду­мает о том, что завтра его в школе опять будут стыдить, что опять он оп­лошает. Эти мысли беспокоят его, он не высыпается и на уроках, разбитый и уставший, работает еще медленнее. Попробуйте успокоить его, убедить в том, что, прежде всего, важны его знания, а не оценка, которую он по­лучит. Вообще, было бы хорошо, если бы он вовсе не боялся получить плохую оценку. Скажите ему, что вы сами не всегда были успешны в шко­ле. Еще раз напомните ребенку, что любите его таким, какой он есть, лю­бите за то, что он ваш, а не за то, что приносит домой пятерки.

Неплохо было бы провести те­стирование ребенка на уровень интеллекта (а этот показатель у гипокинетичных детей, как правило, высок) и объяснить ему, что  он умный и развитой, просто делает все немного  медленнее, чем остальные, но зато лучше и надеж­нее. Похвалите его за успехи в тесте на интеллект, в чтении, подготовке доклада. Это ему будет при­ятно и полезно. Дайте ему почувствовать уваже­ние к самому себе!

Если ребенок начинает заметно отставать в школе, лучше сразу найти ему репетитора или са­мим больше заниматься с ним, постоянно конт­ролируя выполнение им домашних заданий. Гипокинетика нужно немного тормошить, иначе он уйдет в любимое занятие — будет сидеть с книж­кой на диване, перед телевизором или у компью­тера; он еще больше замкнется в себе, да и в весе, не исключено, прибавит.

Приглашайте домой друзей — и его и ваших. Больше вовлекайте его в домашние дела. Пусть эти дела будут несложными (подмести пол, купить хлеб, погулять с собакой), но постоянными и обя­зательными. Не забывайте замечать хорошо вы­полненную работу. Советуйтесь с ним, его советы порадуют вас разумностью. Попробуйте наметить и выполнить что-то вместе с ребенком. При этом не раздражайтесь его медлительностью, а только отмечайте его успехи.

Если вы сможете стать вашему гипокинетичному ребенку понимающим другом, вы получите на всю жизнь самого верного и преданного уче­ника, помощника, последователя. Гипокинетичные люди — лучшие исполнители самых грандиозных планов, воплотители гениальных идей и ценители стабильности в семье и мире.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Olga (17.11.2013)
Просмотров: 1626 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 3
3 Ариадна  
0
Полезная статья, спасибо большое, Ольга Николаевна! много поняла и взяла на заметку. Скажу даже, что и взрослые тоже могут проявлять подобные черты и характерное для гипокинетика поведение. "Ведь все мы родом из детства"))). Будем учиться находить подход друг к другу, благодаря вашему опыту....

2 Olga  
1
Юлия, спасибо за Ваши комментарии. Видя их, я понимаю, что есть не безразличные люди, спасибо, что Вы заинтересованы вашим ребенком.

1 polikarpova  
1
Замечательная статья. Мы, действительно, часто обращаем внимание на подвижных и активных детей. А вот  медлительных и "удобных" практически не замечаем. Очень понравилось ваше замечание: "Если спокойный внешне, это еще не значит что спокойный внутри". Спасибо.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]