Главная » Статьи » Мои статьи |
Такие медлительные! Всем понятно, что особое беспокойство родителей и педагогов вызывают
шустрые и непоседливые дети: дома от них одно беспокойство, в классе они
постоянно вертятся, нарушают порядок, мешают работать другим. А
рядом с ними — дети, поведение которых не внушает никому особой тревоги. Эти
дети спокойны, на уроках никогда не шумят, не тянут руку выше всех. Их не
видно и не слышно: сидят себе тихо на последней парте. У доски они тихие и
робкие, за классом успевают не всегда, но, даже отстав, не пытаются обратить на
себя внимание. Не спешите записывать их в нерадивые или в недалекие: возможно,
мы имеем дело с так называемым гипокинетическим синдромом нарушения активности
внимания и поведения. Термин «гипокинезия», напомним, происходит от греческих
слов «гипо» (понижение, уменьшение, недостаточность) и «кинезиз» (движение). Дети-гипокинетики отличаются от обычных детей с первых месяцев жизни.
Еще младенцами они удивительно спокойны. Редко и негромко плачут, не
капризничают, очень привязываются к мамам, бабушкам и няням, не обретают привычки
скандалить и громко кричать. Правда, они не очень любят ходить в детский сад и
с трудом приучаются к тамошним порядкам; зато потом, пройдя период адаптации,
привязываются к воспитателям и нянечкам, помогают им, становятся любимцами.
Тихие и спокойные, они молчком, медленно, но очень тщательно выполняют все
поручения взрослых. Естественно, им пророчат легкую и бесконфликтную школьную
жизнь. И вот идет такой ребенок в школу. В первые месяцы учебы он осваивает
знания несколько медленнее остальных. Чем дальше, тем больше отстает он от
одноклассников, которые и читать, и считать, и писать начинают всё быстрее и
быстрее. А темп его работы так и остается медленным. На уроках он не успевает
усвоить рассказанное учителем и записать домашнее задание. А вот дома под
неусыпным маминым контролем потихоньку выполняет домашние задания правильно.
Иногда учитель может заподозрить, что ребенок работал не сам, что всё вместо
него делали родители. Может возникнуть конфликт: ребенка упрекают в
рассеянности и нерадивости, считают, что он отвлекается и именно поэтому не
успевает выполнять задания, которые даются в ходе урока. А виной всему —
гипокинетический синдром... На приеме у невропатолога мама рассказывает, что ее сын был удивительно удобным ребенком до школы: «Он никогда ничего не требовал:ни особого внимания, ни новых игрушек, ни того, чтобы с ним сходили в кино. Даже гулять особо не просился: пока я сама его не выведу, сидит в своем уголке и играет. Хорошо складывал пазлы, мог часами собирать «Лего», когда появился компьютер, заинтересовался им. Я никогда не слышала, чтобы он кричал или шалил. И еще он практически не болел. Словом, удобный и спокойный малыш. И школу ему выбрали самую прогрессивную, учительница молодая и активная. А он ничего не успевает. Получает одни двойки, не хочет ходить в школу. После Нового года стал болеть так часто, что в третьей четверти практически не учился...» Дети с гипокинетическим синдромом даже внешне отличаются от остальных:
они спокойны и несуетны, у них хороший
аппетит и зачастую лишний вес. Моторное
развитие отстает от возрастной нормы: младенцы позже переворачиваются на
живот, позже начинают ходить, неуклюже ползают, неловко бегают. Наверное,
поэтому, став школьниками, они избегают занятий в спортивных секциях,
используют любые поводы для того, чтобы получить освобождение от уроков
физкультуры. Зато неторопливая и скрупулезная работа — их конек. В нейрофизиологии таких детей процессы торможения преобладают над
процессами возбуждения. Этих ребят трудно «раскачать», но, набрав определенный
запас прочности, они, как правило, хорошо, пусть и медленно, усваивают
материал. Главное — вовремя заподозрить и диагностировать гипокинетический
синдром. В этом могут помочь врачи-неврологи и психологи. Причиной развития
синдрома могут стать неблагоприятное течение беременности или родов,
длительное внутриутробное кислородное голодание (гипоксия), различные травмы
во время родов, вирусные или бактериальные инфекции нервной системы, в
том числе и перенесенные внутриутробно. Малая подвижность и некоторое отставание в моторном развитии ребенка на
первом году жизни сразу должны насторожить родителей и педиатра с неврологом.
Зачастую пониженную физическую активность малыша связывают с тем, что он
ленится, что он чересчур спокоен. Но даже самый спокойный малыш должен вовремя
сесть, поползти и начать ходить. Любой здоровый ребенок любопытен, его
привлекают новые люди и игрушки. Ребенок раннего возраста обязательно должен
шалить, задавать бесконечные вопросы и тормошить окружающих. Отсутствие такой
активности явно свидетельствует о том, что малыш развивается не вполне
правильно и его пора показать опытному врачу, посоветоваться с психологом. Маленькие
гипокинетики, привыкая к окружающим их людям и предметам, плохо переносят
смену обстановки. Это для них большой стресс. Тяжелым испытанием для ребенка
может стать начало посещения детского сада, школы, переезд в другой город или
на другую квартиру, смена школы, класса. Резкие перемены выбивают ребенка из
привычного, удобного для него ритма жизни. К новым условиям нужно привыкать, а
это для гипокинетика очень трудно. И учительницу для маленького гипокинетика желательно найти не молодую и
«продвинутую», а желательно спокойную и даже немного флегматичную. И
обязательно поставить ее в известность, с какими трудностями сталкивается
ребенок, рассказать о его гипокинетическом синдроме. Опытная учительница
обязательно найдет возможность дать ребенку больше времени на выполнение
классного задания. Может быть, позволит ему дописать задание после уроков или
какую-то его часть добавит к заданию на дом, чтобы он мог усвоить материал не
торопясь, в спокойной обстановке, возможно, с помощью родителей. Нелегко придется ребенку в средней школе: появятся новые учителя, к
каждому из которых нужно привыкнуть. И тогда особенно важно будет, чтобы дома у
ребенка царила спокойная, доброжелательная обстановка. Вообще,
гипокинетики (как и дети с гиперкинетическим синдромом) отличаются очень низкой самооценкой. Им кажется, что они всё делают не
так, что другие это видят и могут поднять их на смех, — большое испытание для
неокрепшего самолюбия! Нужно отметить, что гипокинетики, как правило, отличаются высоким
интеллектом. Они много читают, прочно усваивают материал. Им только тяжело
сразу сосредоточиться и, когда требуется, воспроизвести этот материал. Среди
них бывают просто энциклопедически начитанные дети. Спокойный нрав и неконфликтность
наших героев делают их неформальными лидерами — к их помощи для решения важных
споров прибегают даже намного более старшие дети. А какие они друзья! Верность в дружбе (а позже и в любви) — это их
сильная сторона. Но и ахиллесова пята: искренние и верные сами, они тяжело
переносят измены. Разрыв с близкими людьми (или вынужденное расставание с ними
— скажем, при переезде, при смене школы) может стать для ребенка настоящей
трагедией. Очень важно, чтобы в это время он мог ощутить поддержку родителей. В школе такой ребенок обычно выбирает себе один-два любимых предмета.
Их он знает лучше, чем одноклассники, хотя порой стесняется это показать. В
таком случае хорошо поручить ему, скажем, подготовить доклад или сообщение по
какой-то теме. Речь может идти и о подготовке викторин, тематических вечеров,
стенгазеты — словом, обо всем, что можно делать спокойно, не торопясь, без
суеты и страха не успеть вовремя. Ребенок, как правило, подходит к поручениям
очень серьезно и выполняет их с блеском. Давая ребенку поручение, покажите ему,
что в успехе вы не сомневаетесь. Маленький гипокинетик оценит это как признание
его знаний и достоинств. Но пока ребенок только начинает свой школьный путь, особенно важно не
отвратить его от школы. Постоянные сомнения в том, что он не успеет выполнить
заданное, приводит его к хронической неуверенности в себе. Уже ложась спать,
он думает о том, что завтра его в школе опять будут стыдить, что опять он оплошает.
Эти мысли беспокоят его, он не высыпается и на уроках, разбитый и уставший,
работает еще медленнее. Попробуйте успокоить его, убедить в том, что, прежде
всего, важны его знания, а не оценка, которую он получит. Вообще, было бы
хорошо, если бы он вовсе не боялся получить плохую оценку. Скажите ему, что вы
сами не всегда были успешны в школе. Еще раз напомните ребенку, что любите его
таким, какой он есть, любите за то, что он ваш, а не за то, что приносит домой
пятерки. Неплохо было бы провести тестирование ребенка на уровень интеллекта (а
этот показатель у гипокинетичных детей, как правило, высок) и объяснить ему,
что он умный и развитой, просто делает
все немного медленнее, чем остальные, но
зато лучше и надежнее. Похвалите его за успехи в тесте на интеллект, в чтении,
подготовке доклада. Это ему будет приятно и полезно. Дайте ему почувствовать
уважение к самому себе! Если ребенок начинает заметно отставать в школе, лучше сразу найти ему
репетитора или самим больше заниматься с ним, постоянно контролируя
выполнение им домашних заданий. Гипокинетика нужно немного тормошить, иначе он
уйдет в любимое занятие — будет сидеть с книжкой на диване, перед телевизором
или у компьютера; он еще больше замкнется в себе, да и в весе, не исключено,
прибавит. Приглашайте домой друзей — и его и ваших. Больше вовлекайте его в
домашние дела. Пусть эти дела будут несложными (подмести пол, купить хлеб,
погулять с собакой), но постоянными и обязательными. Не забывайте замечать
хорошо выполненную работу. Советуйтесь с ним, его советы порадуют вас
разумностью. Попробуйте наметить и выполнить что-то вместе с ребенком. При этом
не раздражайтесь его медлительностью, а только отмечайте его успехи. Если вы сможете стать вашему гипокинетичному ребенку понимающим другом,
вы получите на всю жизнь самого верного и преданного ученика, помощника,
последователя. Гипокинетичные люди — лучшие исполнители самых грандиозных
планов, воплотители гениальных идей и ценители стабильности в семье и мире.
| |
Просмотров: 1626 | Комментарии: 3 | |
Всего комментариев: 3 | ||||
| ||||